СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................,.................................. 3
Глава 1. Криминализация как социальный процесс в модернизирующемся обществе: методология анализа................. 18
1.1.Социальные отношения как источник формирования преступности современного общества............................................ 21
1.2. Общесгвенный дискурс о преступности как способ ее структурирования................................................. 38
1.3. Социокультурное измерение .стратегии противостояния делинквентности................................ 49
Глава 2. Особенности криминализации российского общества ... 68
2.1. Преступность в трансформирующемся российском обществе: факторы и формы проявления....................................... 69
2.2. Российский дискурс о преступлении: смещение культурных акцентов в процессе социальной динамики.......................... 91
2.3. Перспективы сдерживания и противостояния криминализации в России.......................................................... 106
Заключение................................................... 131
Список литературы............................................ 138
Приложения................................................. 146
2
Введение
Актуальность темы. Почти два десятилетия проведение активных системных реформ российского общества параллельно сопровождалось ростом числа преступлений, изменением структуры преступности. Криминология как научная дисциплина1, изучающая преступность, не выдвинула убедительной теоретической модели, объясняющей это явление. Рост количественных характеристик преступности обусловил возникновение нового понятия, молниеносно распространившегося и бытовой, политической и научной сферах функционирования языка, - «криминализация». Так, если в начале процесса горбачевской модернизации в 1985 г. в России было зарегистрировано 416935 преступлений, то через десять лет, в 1996 г., - уже 26250812. Эксперты комментируют: «Рост преступных проявлений начался уже в 1988 г. К 1990 г. уровень преступности 1985 г. был превзойден почти на треть, а в 1995 г. зарегистрировано почти вдвое больше преступлений»3. Одновременно с этим наблюдается снижение уровня раскрываемости преступлений: «Так, в 1986 г. уровень нераскрытых преступлений составлял 8,8%, а в 1988 г. - до 25,8% и продолжал расти, достигнув в 1995 г. 53,1%»\ Сопоставление этих цифр подводит к размышлениям о том, что речь идет не просто о росте преступности. Скорее, следует говорить о том, что в социальной реальности, понимаемой как переплетение мотивов, устремлений, общепризнанных норм, регулирующих поведение, происходит некоторая подвижка в ценностях. Она и вызывает поведение, которое трактуется представителями официальных структур как преступное (криминальное), но не вызывает такой оценки у основной массы населения. Происходит переоценка смысла действий людей, что проявляется в массовизации нарушений правовых норм. В этом контексте рост
1 Кримнология И Юридический энциклопедический словарь М., 1984. С. 155.
2 Хохряков Г.Ф. Криминология. М., 2000. С.211.
3 Судебная статистика. Преступность и судимость (современный анализ уголовной статистики России 1993-1997 гг.). М., 1998. С.7.
4 Там же.
3
• исследованы специфика проявления криминализации в России, обусловленная реформированием политической сферы общества и вызвавшая нарастание угроз политической целостности государства, а также формирование этнических криминальных групп;
• выявлена культурно-историческая специфика российского дискурса о преступлении, которая проявляется в акцентировании доминирования ценности справедливости по отношению к ценности права и латентно
конструирует диспозицию «государство (право) - общество
(справедливость)»;
• определена правовая стратегия сдерживания криминализации в России, показаны ее слабая эффективность в современных культурных
условиях и необходимость использования сложившихся в культуре
институтов первичного контроля криминальных форм взаимодействия.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Формируясь как необходимое «теневое» продолжение общества, криминальная сфера выполняет в числе прочих функцию расширения социальных практик в тех сегментах, которые де-факто уже не вписываются в сложившиеся правовые рамки. Поэтому криминальные практики не отвергаются обществом, а интегрируются, работая в экономике - на увеличение эффективности общественного производства; в политической сфере - на авторитарное подчинение легализованных потенциально разрушительных сил; в культуре - на усиление значимости базовых ценностей. Но достигается этот результат изначально негативными средствами, что придает криминальной сфере эффект карнавальности.
2. Литературно-публицистический дискурс о криминальной сфере в современном обществе выполняет различные явные и латентные функции. Явные функции - воспитательная, интеллектуальная, коммерческая -направлены на рядовых граждан. Однако по отношению к субъектам преступных практик этот дискурс выполняет латентные функции обучения,
14
моделируя более эффективные практики делинквентных действий и группового самосознания, структурируя взаимодействия субъектов преступных практик и вербализуя нормы, принципы и способы организации криминальных сообществ.
3. Анализ опыта противостояния тенденции криминализации в современных экономически развитых странах показывает необходимость, наряду с правовыми средствами, активной социальной политики, направленной на актуализацию культурных источников, блокирующих делинквентные практики в фазе их зарождения. К их числу можно отнести: восстановление в обществе ценностей персонифицированных отношений, лежащих в основе первичной социализации; разукрупнение урбанизированных комплексов для создания условий формирования солидарных групповых взаимодействий; усиление взаимодействий институтов первичной социатизации; а также финансирование социальных инициатив, увеличивающих солидарные внутригрупповые взаимодействия.
4. Смена планово-распределительного принципа организации экономики рыночным при сохранении технологической зависимости общества от природно-климатических условий определила также сохранение минимального объема прибавочного продукта и обнищание большинства населения. Сложившиеся объективные условия вызвали борьбу элит за контроль над ресурсами. Отказ от государственного механизма перераспределения ресурсов з интересах большинства общества в реальности привел к утверждению теневого механизма участия государственных чиновников в присвоении ресурсов, задающего вектор криминализации всех сфер социального функционирования.
5. Реорганизация принципов формирования политических элит (от назначения к выборности) и изменение территориальной организации власти (от унитарно-централизованного начала к федеративному) в российских условиях стали дополнительным источником криминализации общества, которая проявилась по двум направлениям:
15
- Київ+380960830922