Ви є тут

Национальное образование как фактор формирования и развития национально-этнической общности

Автор: 
Кантор Майя Семеновна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193759
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Национальное образование как элемент системы 15 образования
1.1. Понятие образования, его функции и структура 15
1.2. Национальное образование как вид образования: подхо- 45 ды к изучению
Глава 2. Влияние национального образования на развитие на- 84 ционально-этнической общности
2.1. Национальное образование как условие формирования на- 84 ционально-этнической идентичности и средство развития национально-этнической общности
2.2. Национальное образование как фактор социокультурного 118 развития национально-этнической общности
Заключение 159
Библиографический список используемой литературы 164
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конец XX - начало XXI столетия обозначили новый этап в динамике этнонациональных процессов России. Он отразился в системе объективных показателей становления национально-этнических общностей и субъективных характеристик роста национального самосознания населения. В этих условиях немаловажную роль фактора становления национально-этнической идентичности начинает играть национальное образование.
Всплеск интереса народов, населяющих Россию, к собственным национальным корням и культуре привел к возрождению системы национального образования, развитие которой было связано с преодолением комплекса проблем, обусловленных нарушением трансляционной функции национальной культуры: эрозией национальных ценностей, традиций, обычаев, утратой национальных языков, размыванием национальной идентичности в рамках «новой» социальной общности, именуемой «советский народ». Преодоление этого наследия усилило взаимосвязь национального образования, являющегося фактором формирования национального самосознания, с такой формой организации социальной жизни как национально-этническая общность, поскольку в этих условиях именно образование стало одним из основных средств ее становления, воспроизводства, развития.
Взаимообусловленность данных феноменов проявилась, с одной стороны, в процессах формирования национальных ценностей, целей, норм, с другой - в появлении объективных форм консолидации этнонациональных сообществ. Вместе с тем, динамика национальных процессов в постпере-строечной России показала сложность и противоречивость этого взаимодействия, выразившихся в кризисе национальной идентификации представителей различных этнонациональных субъектов (групп, общностей).
3
государствен образовательных уровней (цензов)”3. В ряде учебных пособий по педагогике образование понимается как “процесс усвоения индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества”4, “воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие”5, “целенаправленный процесс социализации посредством усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения и познавательных интересов”6 и т.д.
Иногда представители педагогики утверждают, что содержание понятия «образование» следует понимать более широко: «Образование является не только средством получения знаний, но и могущественным фактором изменения отношения человека к быстро меняющейся социальной, культурной, природной сфере», оно является «важнейшей технологией, содержанием и формой... самопроизводства общественного человека»7. Однако конкретное описание этих «технологии, содержания и формы» не выходит у автора данного суждения за пределы некоторых преобразованиий в воспитательнообучающем процессе.
Анализируя вышеперечисленные определения образования, мы можем констатировать очевидный факт: принципиального выхода за пределы трактовки образования как социально-организованного способа передачи знаний посредством обучения и воспитания с помощью более или менее эффективных для достижения этой цели дидактических и методических средств, наша педагогическая мысль пока что не нашла.
Интересно в данном контексте высказывание Э.Дюркгейма о том, что педагогические теории "не ставят себе цель верно отразить реальность, их цель - предписывать правила поведения. Они не говорят нам: вот, что существует
3 Коджаспиров Г.М. Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. М.: Academia, 2001. С.92.
4 Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999. С.25.
5 Кантор И.М. ПошпиЙно-терминологическая система педагогики. М., 1980. С.65.
6 Педагогика: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведсннй/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.И.Шиянов. М.: Издательский центр “Академия”Д002. С.56.
7 Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992. С.4-5.
17
и каковы причины этого, но говорят: вот, что надо делать"8. Таким образом, цель педагогических теорий - не изучение реальности, а построение идеала; она (цель) направлена не столько на познание вещей, сколько на оценку значимости, установление необходимого.
Согласно психологическому подходу, при изучении образования во внимание принимаются проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Представителями данного подхода являются ряд зарубежных (Д.С.Брунер, Л.Кольберг, А.Маслоу, Д.Миллер, Ж.Пиажс, Э.Эриксон и др.) и отечественных (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
А.НЛеонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С.Собкин и др.) психологов.
Отраслевой дисциплиной психологии, изучающей образование, прежде всего, выступает психология образования, предмет которой состоит в изучении проблем, связанных с психологией личности в системе образования, а именно проблем целей и мотивов образования, взаимоотношений участников образовательного процесса, определяемых его формой, а также значения образования в системе социальных ценностей9.
Еще одной подотраслью психологии, изучающей образование, является социальная психология, которая, во-первых, рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации, элемента структуры общества. Во-вторых, социальную психологию интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. В данном случае организация образования выступает “как степень внутренней упорядоченности,
s Дюркгсйм Э. Социология образования. М: ИНТОР, 1996. С.59.
9 Ильин ГЛ. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образова-ния//Вопр. пенхол. 1991. №2. С. 15.