Ви є тут

Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ

Автор: 
Шеремет Александр Николаевич
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2003
Артикул:
193641
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение....................................................... 3
Глава I. Методологические основы социологического анализа современной массово-коммуникационной деятельности................ 15
1.1. Теоретико-методологические подходы к
исследованию массовой коммуникации.............................. 15
1.2. Феномен массовой коммуникации, исторический и функциональный аспекты........................................... 34
1.3. Массово-коммуникационный диалог в Интернете:
методология подхода............................................. 61
Глава II. Аудитория российского сегмента глобальной сети
Интернет: .................................................. 80
2.1. Социально-демографический портрет аудитории Рунета......... 80
2.2. Перспективы развития социума под воздействием сети
Интернет........................................................ 102
Заключение...................................................... 130
Список литературы ............................................... 137
Приложения....................................................... 146
2
Введение
Актуальность темы исследования. Бурное развитие информационнокоммуникационных технологий в конце XX - начале XXI веков, реалии формирующегося в России информационного общества с неотложностью предполагают поиск новых способов трансляции социокультурного опыта и ставят перед учеными и научной общественностью задачу адекватного объяснения происходящих процессов, их возможной прогностики Фактор глобализации, интенсивность воздействия массовой коммуникации изменили коммуникативное поведение аудитории, что предельно актуализирует проблему развития субъектности в жизни современного общества. Ведь возможность его поступательного развития, как показывает практика последних лет, зависит не только от темпов внедрения в экономику той или иной страны рыночных отношений, высокоэффективных технологий, механизмов хозяйствования, но и от того, насколько учитываются при этом коренные интересы всех социальных групп, насколько успешно и позитивно разрешаются на этой основе социальные противоречия. В связи с этим, предельно актуальной видится нам проблема влияния Ьиете! на формирование и развитие социума.
Информационное общество рассматривается как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее высокими темпами растут секторы, связанные с созданием и потреблением информации, а новые информационные и коммуникационные технологии, возникшие в результате технологической конвергенции, влияют на характер коммуникаций Доступ к информации выступает решающим фактором организации демократического общества. Производство, обработка и передача информации становятся новой, мощной производительной силой и значительно влияют на социальные, экономические и политические процессы, происходящие не только в России, но и в мире в целом. Одновременно с преобразованиями в социально-экономической и политической сферах становление информационного общества оказывает социальное, психологическое и культурное воздействие на
3
Глава I. Методологические основы социологического анализа
современной массово-коммуникационной деятельности
1.1. Теоретико-методологические подходы к исследованию массовой коммуникации
Социологическая теория массовой коммуникации, как и современная социология в целом, - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе.
Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. На наш взгляд, один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном.4 Он выделяет четыре основных подхода. В рамках каждого из представленных подходов отдельно рассматривается массовая коммуникация.
Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивает свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся, прежде всего,
4См : Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб, 1992
15
школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).
Согласно Р Мертону, все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом не рассматриваются, а средства массовой коммуникации были представлены им как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических рамок.5 Согласно Парсонсу, каждая социальная система имеет предпосылки адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства и сохранения структуры. Общество, с точки зрения структурных функционалистов, складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Индивидуальные связи, действия и отношения в целостной системе образуют новое, системное качество6 В коммуникативистике структура и функции массовой коммуникации рассматриваются с позиций системного подхода. В соответствии с этой концепцией выделяются три основные функции коммуникативного процесса в обществе. Это контроль обществом состояния окружающей среды для предупреждения возможных разрушений в экологической системе; это поддержание взаимосвязей общества и природы, это сохранение и передача следующим поколениям социально-культурного наследия. Структуралистские идеи и методы в коммуникативистике основаны на сравнительном анализе механизмов передачи и усвоения информации в природных, общественных и автоматизированных технических системах.
Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу,
*См.: Американская социологическая мысль (Тексты: Псрсводчик-Сосотавитсль Е.И, Кравченко), Под общ ред. В.И. Добренькова М.: Международный университет бизнеса и управления 1996.
6 Там же
16