Ви є тут

Социокультурные противоречия профессиональной адаптации выпускников физкультурных специальностей в современных условиях : региональный аспект

Автор: 
Кудряшов Максим Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278062
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________3
Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ _________________13
Раздел 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ__________________49
Раздел 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ _______________________________84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________110
БИБЛИОГРАФИЯ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях крушения жизненных ориентиров целых социальных групп и утраты очевидности устоявшихся ценностей социокультурные проблемы профессиональной адаптации более чем актуальны и обусловлены потребностями как социально-практического, так и научного характера.
Говоря о профессиональной адаптации выпускников физкультурных специальностей как социальной группы, социокультурная специфика которой определяется существенным гендерным аспектом (большинство выпускников физкультурных специальностей лица мужского пола), мы вынуждены констатировать ее проблемный характер. Так, за последние годы среди выпускников данных специальностей наблюдается массовый отток (перегруппировка) в социальные сегменты вне сферы их профессиональной деятельности, связанные с социальной мобильностью выпускников физкультурных специальностей: внутренние органы; таможенные органы; частные охранные предприятия; частная предпринимательская деятельность; администрация различных уровней; служба в армии по контракту; сезонные работы; вахтовые формы работы; неквалифицированный труд (грузчики, разнорабочие и т.д.) и др. В результате руководители учебных заведений (особенно школ) все чаще сталкиваются с недостатком квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту. Эти проблемы с каждым годом проявляются все острее и их необходимо незамедлительно решать.
Вместе с тем необходимо заметить, что существует часть выпускников физкультурных специальностей, которые, как правило, обладают хорошей физической подготовкой, специальной выучкой, они полны жизненной энергии и находятся в расцвете сил. Легко представить этих молодых людей, которых по разным причинам не устраивает работа по своему профилю или которые не нашли должного применения своим способностям в других сферах деятельности. В результате возникает реальная опасность их ухода в
16
С другой стороны социальная среда выдвигает ряд специфических требований к субъекту адаптации. Для самого процесса адаптации и достижения ее адекватного результата имеют значение также характеристики этого общества, его соответствия или несоответствия внутренним ожиданиям и установкам индивида, т.е. «адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды»1.
Помимо этого, элементом адаптационного процесса является само взаимодействие субъекта и среды. Учитывая постоянную изменчивость двух первых элементов, можно считать, что адаптация имеет начало, но не имеет конца. Действительно, первоначально в этот процесс вступает индивид с определенными свойствами, которые изменяются под влиянием возраста, социальных трансформаций, самовоспитания, результатов адаптации. Как указывал С.Д. Артемов, адаптация является не просто приспособлением личности к окружающей среде, но и активным процессом воспитания личности социумом, процессом, в котором и личность, и социум играют активную роль . Однако и среда, к которой необходимо приспособиться, также постоянно изменяется, причем иногда в очень значительных масштабах.
Исходя из вышесказанного, можно принять следующее определение адаптации как состояния таких взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает
1 Кончанин Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов. //Актуальные проблемы науки. - Ростов н/Д. - 1970.- С. 123-125.
2 Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии. // Молодежь и труд / Под ред. В.А. Ядова. - М., 1970. -С.84.
17
состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей .
Социокультурная адаптация в отечественной науке связывалась чаще всего с понятием социализации, толкуемой как вхождение индивида в общество, усвоение им требований и представлений социума для включения в эффективное функционирование социального образования. Социализация рассматривается не просто как проявление под влиянием социальных факторов внутренних биопсихических возможностей индивида, но как процесс действительного формирования качеств личности и ее
индивидуальности. Личность как бы обретает под влиянием культуры свои подлинные человеческие формы и, в свою очередь, влияет на общество, являясь творцом общественных отношений и новых социальных форм бытия. Социализация выступает как процесс интернализации групповых норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития. Очевидно, что характер, механизмы и агенты социализации (как и адаптации) могут совместно с социальной средой достигать состояния «уравновешенности», «гармонии» или «непротиворечивости»2.
Очевидно, что подобное состояние является достаточно редким, следовательно, адаптация всегда может быть только относительной в смысле достижения некоторого оптимума во взаимоотношениях, возможного при данном состоянии сторон и в данный момент; она представляет собой процесс поиска обеими сторонами взаимоотношений компромисса, способов преодоления частных антагонизмов, в котором наиболее активную роль призвана сыграть та из сторон, которая обладает большими социальными и культурными возможностями. Гармония во взаимоотношениях со средой в
] Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизм его усвоения // Общественные науки, 1986, №3, С. 84-98.
2 Анисимов С.А. Влияние социальной среды на культурную деятельность рабочей молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1980 -С.17.