Ви є тут

Физическая культура студентов : противоречия формирования и развития

Автор: 
Морозова Елена Вениаминовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301907
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ-----------------------------------------------2
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЁЖИ----------------------------------------------- 13
1.1 .Физическая культура как ценность-----------------13
1.2.0собенности становления ориентаций студентов на освоение ценностей и норм физической культуры------------------------------39
Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ------------------------------------------------71
2.1.Условия и факторы воздействия на формирование физической культуры студенческой молодёжи--------------------------71
2.2. Противоречия развития физической культуры студенческой молодёжи в современных условиях------------------------------103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ-------------------------------------127
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Особенностью социологических исследований является их направленность на разрешение актуальных задач, а также - на обеспечение достоверной информации для принятия среднесрочных и долгосрочных стратегий социального развития в различных областях человеческой деятельности. Теоретическая социология, обеспечивающая обоснование закономерностей и тенденций развития социума, кроме современного и проективного срезов, предполагает и выявление ретроспективной динамики развития социального знания.
Современные рыночные отношения задают ориентацию на разработку инновационных стратегий по формированию социальных технологий в области физической культуры и спорта. Особенно большое внимание уделяется решению проблемы приобщения учащейся молодежи к физической культуре. Проводятся исследования, направленные на изучение ресурсов школьного, вузовского образования в решении этой задачи, содержания потребностей школьников, студентов в освоении ценностей, норм современной физической культуры. Разрабатываются социальные технологии, направленные на повышение эффективности формирования и развития физической культуры студенчества.
В настоящее время система физического воспитания в образовательных учреждениях лишена принципа преемственности. Как правило, у выпускника средних общеобразовательных школ ослабевает заинтересованность в посещении занятий по физической культуре. В связи с этим личная мотивированность и желание осваивать пространство физической культуры, заинтересованность педагогов становятся важными условиями формирования физической культуры студента. Одним из принципиальных условий сохранения физического и психического здоровья студенческой молодёжи является систематическое посещение занятий по физической культуре. Однако по форме, содержанию и способам проведения они не всегда
12
Удмуртской Республики в январе 2009 года, в результате которого были выработаны рекомендации по определению механизмов приобщения молодёжи, молодых семей к оздоровительным практикам. Материалы диссертации получили апробацию на научных и научно-методических конференциях: «Научно-практическая конференция студентов и аспирантов УдГУ» (Ижевск, 1998, 1999, 2001 гг.), «Социально-педагогические аспекты работы с молодёжью» (УдГ'У, Ижевск, 2008, 2009 гг.), на ежегодном обучающем семинаре для специалистов по работе с молодёжью и руководителей общественных объединений молодых семей «Ступени роста», организованном при участии Министерства по делам молодежи Удмуртской Республики и государственного учреждения «Республиканский центр «Молодая семья» (Ижевск, 2009, 2010 гг.). Основные положения и выводы работы использованы при разработке материалов и в процессе проведения занятий по лекционно-практическому курсу «Социология физической культуры и спорта», включенному в Учебные планы факультета социологии и философии, а также Педагогического факультета физической культуры Удмуртского государственного университета в 2006-2011 гг.
Структура работы. Работа представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком литературы, включающим 152 наименования источников.
13
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ
1.1. Физическая культура как ценность
Анализ любого рода социальных процессов, включая и прояснение специфики понятия «физическая культура», должен начинаться с определения наиболее общих категорий, описания тех подходов, которые являются более операциональными для выбранного направления исследования. Это обусловлено многоаспектностью понятия «культура» и его возможной экстраполяции на различные сферы жизнедеятельности людей. Традиция определения понятия «культура» связана с четырьмя основными значениями этого термина. Первое было сформировано в дискуссиях о культуре, в частности, проводившихся немецкими философами и историками на протяжении XVIII и XIX столетий и закрепивших понимание термина как процесса интеллектуального и духовного развития, не тождественного цивилизационному1.
С оформлением антропологии как самостоятельной области знания в конце XIX в. классическая концепция уступает место различным антропологическим концепциям культуры, в частности, - дескриптивной и символической, это - второе значение понимания термина «культура». Предметом дескриптивной концепции культуры становится множество разнообразных ценностей, обычаев, привычек и практик, характерных для конкретного общества или определённого исторического периода. Символическая же концепция переносит акцент, соответственно, на проблематику символизма: культурные феномены - суть феномены
1 См.: Контексты современности/Под ред. С.А. Ерофеева. - Вып. 1. - Казань, 2000. - С. 113.