2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико - методологические проблемы исследования
особенностей влияния религиозных ценностей на социальные нормы. 14
1.1 Теоретико- методологический контекст проблемы социальной
нормы в социологии. 14
1.2 Социальные нормы и религиозные ценности в виталистской
социологии. 29
1.3 Религиозные ценности как фактор формирования
традиционных социальных норм российского общества. 51
Глава 2 Методика и результаты исследования особенностей
влияния религиозных ценностей на социальные нормы российского общества в начале XXI века (на примере служащих государственных учреждений и предпринимателей). 65
2.1 Структура современного российского общества и методы
исследования влияния религиозных ценностей на социальные нормы. 65
2.2 Специфика социальных норм и религиозных ценностей в
повседневной и кризисной ситуации в социальных группах служащих государственных учреждений и предпринимателей в современной России. 88
2.3 Основные тенденции влияния религиозных ценностей на
социальные нормы в России начала XXI века. 123
Заключение и выводы 133
Библиографический список 136
Приложения 157
3
Введение
Актуальность исследования
Развитие современного российского общества, формирование нового социального, культурного, идеологического пространства сопровождается предоставлением социальных и личных прав и свобод, расширенных возможностей в предпочтении образцов поведения и ценностного содержания жизни. Настоящие перемены способствуют повышению индивидуальной моральной ответственности за свою жизнь и, вместе с тем, снижению влияния внешней регуляции. В процессе социатьных преобразований понизилось значение привычных авторитетов, обеспечивающих коллективную солидарность. Нарушилась система верований, норм и ценностей, которые сплачивали членов общества, обеспечивая его целостность и единство. (173) Последующий рост саморазрушительного и аномального поведения сопровождается психосоциальным синдромом, общественной неудовлетворенностью, подкрепляемой чувством тревоги, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению. Амбивалентность идеалов способствует сближению понятий «норма» и «аномалия» в общественном сознании и диффузному распространению аномалии в обществе. (257, 262, 271, 275) Новое, проявляющееся первоначально в форме единичного или отклонений от нормы изменяет социальную «ткань» и придает неустойчивость социальной реальности. Если период нестабильности затягивается, то результатом становится разрушение значимой системы ценностей, в соответствии с которой можно было бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на потерю ориентиров является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования, духовных источников жизни. Влияние многообразных духовных практик при некритичном отношении к ним нарушает нормативную активность и адекватность ценностных ориентиров отдельной личности, единство общества в целом.
Происходящие изменения в социальной сфере сопровождаются современным «кризисом рациональности» в философской и социологической
17
распадаются, цели отрываются от средств, и количество самоубийств расчет. (14,81,82)
Роберт Мертон расширил дюркгеймовскую концепцию аномии, преобразовав ее в общую теорию, позволяющую объяснить различные виды анормального поведения, а не только самоубийства (14, 146). Р.Мертон понимал аномию как состояние неудовлетворенности, возникшее из чувства противоречия между намерениями индивида и доступными для него средствами их достижения. В своем исследовании аномии Р.Мертон выявил зависимость основания социализации индивидов на этике успеха от акцентированного внимания общества к культурному значению успеха. С детского сада воспитатели и учителя требуют от индивида высоких результатов в учебе и выдвижения амбициозных целей. Книги, газеты и журналы содержат истории, мотивирующие стремление к успеху. Спортивные состязания поражают первостепенным значением победы. Это культурное значение успеха настолько распространено в обществе, что от представителей всех классов ожидают стремления быть победителями, быть кем-то. Даже беднякам говорят, что у их детей есть шанс стать президентом США как у бедного, но амбициозного Авраама Линкольна. Поэтому почти каждый индивид принимает эту культурно поощряемую модель «достижения большего». Культурные аксиомы американского общества, в понимании Р.Мертона, выглядят следующим образом: все должны бороться за
достижение всем доступных одинаково высоких целей, сегодняшняя неудача есть ни что иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху, настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них.
С точки зрения социологии указанные аксиомы обозначают: переход от критики социальной структуры к самокритике среди тех, кто не имеет полного и равного доступа к возможностям, вследствие своего низкого положения в обществе; сохранение структуры общественной власти вследствие самоидентификации представителей нижних социальных слоев не с равными
18
себе, а с представителями верхних слоев - теми, к которым они, в конечном счете, присоединятся; достижение соответствия индивидов культурному требованию - не ослаблять притязания - посредством угрозы неполной включенности в общество для не выполняющих это требование
В то же время, в обществе существуют достаточно конкретные указания, касающиеся социально приемлемых средств для достижения этих целей: необходимо закончить школу, много работать, беречь деньги, вести добродетельную, экономную, терпеливую жизнь, независимо от уровня вознаграждения, и, таким образом, вы наверняка реализуете ваши надежды и мечты о материальном успехе. (185) Это означает, что культурная цель успеха доступна всем, независимо от их положения на стратификационной лестнице. Однако, законные (институализированные) пути достижения высоких целей доступны индивидам, принадлежащим к разным слоям населения далеко не в равной степени. Структура общества такова, что люди из низших слоев общества имеют значительно меньше возможностей реализовать свои амбиции, чем люди, находящиеся на более высоких ступенях социальной пирамиды. Представители низшего класса осознают, что они не способны достичь этих идеализированных целей посредством законных средств, одобряемых обществом, поскольку выполняют работу, которая не может привести ни к должностному повышению, ни к финансовой обеспеченности. Такое противоречие между идеализированными и социально одобряемыми целями и реальным существованием небольших жизненных шансов и возможностей для их достижения социально приемлемым путем приводят многих людей в состояние беспомощности, безнадежной подавленности, или аномии. Поскольку реальный смысл ситуации состоит не в том, что каждый «играет в игру» а в том, что кто-то постоянно является победителем, легитимные возможности достижения успеха отрицаются, а значимость правил игры снижается. Так возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны общество одобряет стремление к успеху, а с другой не предоставляет возможности его достижения.
- Київ+380960830922