Ви є тут

Социальная адаптация молодых специалистов в системе образования современного российского общества

Автор: 
Матвеева Алла Ивановна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193787
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
I
Глава I. Теоретико-методические проблемы социальной адаптации...! 1
§1.1. Социальная адаптация и социализация как процесс становления личности.........................................................11
§ 1.2. Особенности социальной адаптации и социализации в современном российском обществе..............................................42
Глава II. Социальные проблемы социальной адаптации молодых специалистов в системе образования..................................70
§ 2.1. Специфика социальной адаптации молодых специалистов в системе образования...............................................70
§ 2.2. Факторы и проблемы социальной адаптации молодых специалистов в системе образования: социологический анализ..................107
Заключение................................................... 161
Библиографический список использованной литературы
164
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения процесса социальной адаптации, а также определяющих её факторов, обусловлена, прежде всего, её значимостью в эволюции человеческого общества. Развитие социума опосредованно сменой поколений. Специфический для Homo sapiens механизм социальной памяти обеспечивает накопление опыта, служащего материалом выработки программ совершенствования всех общественных функций. Однако это накопление идёт не механически, а опосредуясь нарастающим усложнением самого субъекта познания мира. Изменение применительно к новой среде, новым принципам её познания, приспособления и преобразования для индивида ограничено целостностью личности и потенциальными возможностями эволюции.
Отсюда в современных условиях возрастает роль образования как социального института, основными функциями которого являются социализация и социальная адаптация индивида к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества. Особое значение в этом процессе играет система общего образования, которая отличается массовостью включения в образовательный процесс всех социальных слоёв и групп на том этапе жизненного пути, когда формируются базовые социальные характеристики и ценностно-мотивационные структуры личности.
В условиях перехода к информационному обществу («обществу знаний»), важнейшей тенденцией становится повышение роли не просто массового, а качественного образования, выдвижением его одним из главных ресурсов мобильности, адаптабельности, обретения социального капитала личности. В реализации стратегических целей реформы образования в условиях смены моделей образования учитель остаётся ключевой фигурой.
Современное состояние проблем социальной адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и
ровано, что особенностью синхронного инфопроцесса, осуществляемого в горизонтальном пространственном интервале, является практическая или теоретическая возможность установления обратной связи между субъектом и объектом инфовзаимодействия. Кроме того, синхронные инфопроцессы осуществляются в реальном временном интервале, связанном с жизнью одного поколения в настоящее время, а не в прошлом или в будущем. Диахронные процессы (в отличие от синхронных) осуществляются по направлению «стрелы времени» (в вертикальном временном интервале): от прошлого через настоящее к будущему, в силу чего практически невозможно установить обратную связь между субъектом и объектом диахронного инфовзаимодействия. По З.В. Когану, помимо несомненных различий, синхрония й диахрония имеют и существенные моменты сходства.
Что же касается эволюции собственно социологического воззрения на адаптацию, то одним из первых сформулировал задачу социальной адаптации силами социологической науки французский юрист и социолог Габриель де Тард. Он пророчески отводил социальной адаптации одну из главных ролей в социологической теории К В этой связи отечественный философ и культуролог
Э.С. Маркарян справедливо замечает: «Без выделения свойств, отражаемых понятием «адаптация»...нельзя в принципе понять природу жизненных процессов общественной жизни как самоорганизующейся системы»2.
Мы полагаем, что социальная адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностыо ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды. Из такого понимания следует, что приспособление обществак интересам людей создает условия для более глубокой адаптации личности и ее самореализации, а адаптированность лич-
1. История социологии в Западной Европе и США. М. 1993. С:25.
2. Маркарян Э.С.Теория культуры и современная наука.:(логико-методологический анализ)., М. 1983.С. 123.
ности, в свою очередь, способствует интеграции общества, его стабильному развитию. В противном случае можно говорить об односторонней, а значит, неполной адаптации. По существу, это состояние дезадаптации.
• Социальная адаптация - одновременно процесс и состояние. Как процесс она осуществляется для того, чтобы привести поведение индивида в соответствие с господствующей системой норм и ценностей.
• Состояние адаптации - это характеристика отношений индивида с внешней средой, которая служит выражением успешности адаптации как процесса. Эти отношения могут быть конфронтационными, равновесными или гармоничными.
Адаптация молодых специалистов в системе образования * является частным конкретным проявлением более общего феномена социальной адаптации.'
• Адаптация - социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, в ходе которого происходит взаимное приспособление личности, социальной группы к требованиям социальной среды и социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы.
Тем самым, выделяются взаимосвязанные стороны адаптации: АДАПТИВНОСТЬ (приспосабливаемое^) личности, социальной группы и АДАПТИРУЕМОСТЬ (приспособление и изменение социальной среды).
Преодолевается ' акцент на преимущественно пассивный характер адаптации субъекта к Социальной среде, что закрепляется получающей все большее распространение теории личности как «актора» (от. англ. То задействовать), когда активность рассматривается как ' атрибутивное, неотъемлемое качество каждого человека (хотя степень развития этого качества и может быть различной у каждого субъекта социального действия).
• Адаптация — «согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью ‘ социальной среды, включающей, как реальный уровень," так и потенциальные тенденции среды и