Ви є тут

Социодинамика речевой культуры студенческой молодежи

Автор: 
Белова Елена Викторовна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2007
Артикул:
193384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОДИНАМИКИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 19
РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА В НЕСТАБИЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 57
РАЗДЕЛ 3. МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЦЕССА СОЦИОДИНАМИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
ЛИТЕРАТУРА 135
ПРИЛОЖЕНИЯ
157
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последнее время в научной литературе все большее внимание уделяется исследованию процессов культурного и духовного развития человека, при этом в качестве одного из ключевых элементов его духовной культуры рассматривается речевая культура. Вместе с тем, до настоящего времени не выработан единый концептуальный подход к пониманию ее сущности и содержания. В научной литературе нет общепризнанной дефиниции данного понятия. Преобладает чисто филологический подход к пониманию речевой культуры. Однако речевая культура-явление не столь однозначное: это часть духовной культуры, которая характеризует богатство сознания, степень развитости человека. В связи с этим мы считаем необходимым рассматривать изучаемое явление в социокультурном аспекте. Речевую культуру следует понимать как систему ценностей, которая определяет отношение человека к языку, его литературным нормам. Эти ценности различаются у носителей одного и того же языка. В связи с этим можно вести речь о нескольких типах речевой культуры.
Эталоном русской речи, по мнению ученых-филологов, должна стать элитарная речевая культура, критерием которой является литературная норма. Однако языковая норма принимается не всеми носителями языка. Ее выбор, ориентация на тот или иной тип речевой культуры (эталон речи) во многом зависят от случайного сочетания целого ряда факторов: демографических, социальных, территориальных, социальнопрофессиональных, гендерных и других. Таким образом, наряду с эталонными требованиями речевой культуры, адресованными всему социуму, допустимо говорить и о речевой культуре отдельных профессиональных, возрастных групп, разных территориальных общностей. Имеет свою специфику и речевая культура студенческой молодежи. Ее состояние характеризуется рядом негативных тенденций.
18
конференциях: Региональной межвузовской научно-методической конференции «Методологическая и мировоззренческая культура: проблемы исследования и опыт преподавания» (Белгородский университет потребительской кооперации, 24 - 25 апреля 2001 г.); VI Международной научно-производственной конференции «Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения» (Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, 26 - 28 марта 2002 г.); Российской научно-практической конференции «Профессиональное образование в высшей школе: проблемы и перспективы» (Воронежский государственной аграрный университет им. К.Д. Глинки, 27 мая 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Славянский мир и православие глазами молодых» (Белгородский государственный университет, 9-10 октября 2002 г.); Международной научно-методической конференции «Научно-методические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе» (Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, 15-16 апреля 2003 г.); IX Международной научно-производственной конференции «Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения» (Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, 14 мая 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Социальнотехнологическая культура как феномен XXI века» (Белгородский государственный университет, 29-31 мая 2006 г.); Всероссийской научной конференции «Современные тенденции функционирования русского языка и культура речи вузовского преподавателя» (Белгородский государственный университет, 27 - 29 ноября 2006 г.).
По материалам диссертации автором опубликованы 20 научных работ общим объемом 6,4 п.л.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
19
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОДИНАМИКИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В научной социологической литературе отсутствует определение речевой культуры. Однако в лингвистической литературе встречается несколько подходов к интерпретации изучаемого явления. Условно их можно определить как общекультурный, коммуникативный, нормативный и деятельностный.
Общекультурный подход. В рамках данного подхода, развиваемого В.В. Калининой, А.Р. Арской и некоторыми другими исследователями, речевая культура рассматривается как своего рода зеркало духовной культуры человека, проявление его общей культуры, выражающееся в «речевом поведении», в знании языковых художественных богатств, в умении ими пользоваться, осваивая в ряду других достижений цивилизации1.
В таком понимании речевая культура предстает как часть национальной культуры, что расширяет ее понимание до языковой культуры. Однако мы полагаем, что понятия речевой культуры и языковой культуры следует разграничивать.
Язык (социальное) рассматривается как знаковый механизм общения, система знаков, служащих для общения и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире. Речь (индивидуальное) в таком случае оказывается реализацией языка, языком в действии и определяется как последовательность знаковых (языковых) единиц общения в их конкретном использовании. Отражение этого разграничения можно увидеть в существующем параллельно термину культура речи термине культура языка, за которым стоит представление о потенциальных воз-
1 См., например: Калинина В.В. Работа по развитию и культуре речи на уроках русского языка. - Рига, 1989.