Ви є тут

Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен

Автор: 
Аруцев Михаил Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193380
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..........................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МОЛОДЕЖНОЙ
ОКОЛОСПОРТИВНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ......................13
1.1. Молодежная субкультура как объект социологического
исследования.............................................18
1.2. Социокультурный подход к проблеме молодежной субкультуры.34
1.3. Спорт как компенсаторная деятельность: психологический подход
к анализу околоспортивной субкультуры....................44
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ..........................55
2.1 Глобализация и ее влияние на процессы глобализации........56
2.2 Предпосылки социальной девиантности молодежной
околоспортивной субкультуры.............................85
ГЛАВА III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОКОЛОСПОРТИВНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.......................102
3.1. Методологические и методические основы исследования ценностных ориентаций субъектов молодежной субкультуры........102
3.2. Особенности функционирования молодежной околоспортивной субкультуры в российском обществе.............................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................158
2
«предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически «тотемическую» функцию. Рок-музыка, футбол, мода - это лишь повод для определенного типа общения. Специалистами отмечается то обстоятельство, что рокеры, различая этикетки солистов и групп, обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны, футбольные фанаты в массе не разбираются в азах футбола.14 Вследствие этого сами «предметы» общения лишь помогают различать «свою» общность - гораздо важнее предмета общения оказывается всевозможная атрибутика и символика, выполняющая роль «фетиша» в наглядно-чувственной картине ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
Для молодежной субкультуры характерен и такой тип общности как ситуативно возникающие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью, например, аудитория музыкальных шоу и спортивных зрелищ. Если кратковременные действия стабилизируются, а связи между их участниками становятся продолжительными и устойчивыми, а их участники сплочены единством целенаправленной деятельности, то создаются предпосылки организационной формализации таких групп.
Согласно А.В .Толстых неформальные движения молодежи к концу прошлого века претерпели следующие изменения. Первый этап, который завершился приблизительно к середине семидесятых годов, может быть охарактеризован как предыстория неформальных объединений. По сути, на этом этапе речь идет об известном феномене подростковых компаний, с присущей им типичной социально-психологической структурой (лидерами, «звездами», предпочитаемыми, отвергаемыми и «изгоями»). Здесь проходили определенные процессы социализации подрастающего человека через самоутверждение в качестве независимой от семьи и школы «взрослой» личности. Это была специфическая форма общения, так называемое
14 Козлова B.C. «ФАНЫ»: феномен околоспортивной толпы. - Москва-Смоленск, 2000; Пономарчук В.Л., Козлова B.C. Институт спорта: история и реалии. - Минск, 2002; Козлова B.C. Спорт и его аудитория. - Смоленск, 2003.
15
деятельностное, или предметное, общение, описанное еще в шестидесятые годы психологами Д. Б. Элькониным и Т. В. Драгуновой.
Проникновение заимствованных с Запада форм молодежной субкультуры, таких как хиппи или битломаны, видоизменяли характер общения подростков скорее на атрибутивном, нежели на сущностном уровне. Хиппи, к примеру, пропагандировали идею «каждый человек - творческий, он принципиально свободен и должен избавиться от предрассудков мещанства, меркантильного отношения к жизни». Суть молодежного общения - в его интенсивности и помощи друг другу в сложных психологических ситуациях.
С 1977 года, ознаменовавшегося появлением первой массовой неформальной подростковой общности - фанатов футбольной команды «Спартак», количество таких объединений стало стремительно возрастать, охватывая все более широкие слои школьников и учащихся ПТУ. Особенностью этих движений стала постепенная замена предметного общения внешними признаками объединения (футбольный или хоккейный клуб, направление моды, музыкальный стиль). Многочисленные и разнообразные группы при этом представляли собой относительно единое явление, совпадая по целям с традиционными компаниями, но отличаясь от них используемыми средствами.
Из общения подростков постепенно уходили предметность и рефлексивность, заменяясь на зрелищные формы досуга, которые стали выполнять для подростков функцию средств самоутверждения себя во взрослом мире.
Наконец, на современном этапе существования молодежных групп обращает на себя внимание та дифференциация, которая происходит в «неформальном мире». Часть групп политизируется, пытается принимать активное участие в общественной жизни; другая, в силу своих сущностных особенностей, практически закрыта для постороннего проникновения, а
16