Ви є тут

Особенности социокультурного процесса криминализации личности в современном российском обществе

Автор: 
Каменский Евгений Георгиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193758
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение
Глава 1. Преступность в условиях противоречивости современного этапа социокультурного развития общества
1.1. Преступность как социальное явление
1.2. Влияние социальных противоречий на рост преступности в условиях социокультурного кризиса
Глава 2. Особенности процесса криминализации личности.
2.1. Социальная характеристика личности преступника
2.2. Основные факторы криминализации личности в современных социокультурных условиях •
2.3.Механизм формирования мотивации преступного поведения личности в кризисной социокультурной ситуации
Заключение
Библиографический список
с.З.
с. 14. с.ЗЗ.
с.57.
с.92.
с.118.
с. 142.
с.148.
3
Введение.
Актуальность темы исследования. В XXI в. российское общество находится в состоянии кризиса экономического, социально-политического и социокультурного развития и обострения множества социальных противоречий. Это вызвало нарастание социальной напряженности, девальвацию многих традиционных нравственных и правовых ценностей, резкое снижение уровня законопослушания, дестабилизацию общественного порядка. Падение реальных доходов основных групп населения, абсолютное снижение их жизненного уровня, усиление социальной дифференциации, поляризация новых социальных слоев, безработица, инфляция проявились в росте социальной депривации и повышении криминогенности российского социума.
Проблема роста преступности способствует усилению влияния деструктивных компонентов в социуме и несет угрозу поступательному общественному развитию. От того, насколько верно будут познаны специфические особенности функционирования этого негативного социального явления, зависит будущее современной государственности, провозглашающей своим основанием гуманистические ценности.
Рост уровня преступности в последнее десятилетие приобрел для российского общества особую актуальность в связи с событиями на Северном Кавказе, ростом международного терроризма, возбуждением уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и крупных предпринимателей.
Проблема преступности не может рассматриваться в отрыве от субъекта преступной деятельности - преступника. Согласно уголовному законодательству Российской Федерации, подлежать уголовной ответственности может только физическое лицо. С позиций социологии субъектом преступления является индивид как биосоциальное существо,
выражающееся в совокупности деяний, признанных общественно опасными и уголовно наказуемыми в данном обществе и в данный период времени».1
Еще более полным представляется понимание преступности как одного из видов социально обусловленного поведения, отклоняющегося от предписаний уголовно-правовых норм.2 При этом отражаются и «сущностное», «родовое» определение преступности (социально обусловленное отклоняющееся поведение) и его видовое отличие (отклонение от предписаний уголовного закона).
Сложность определения понятия «преступность» во многом объясняется тем, что, во-первых, в силу исторической относительности, постоянной изменчивости и качественной, содержательной неоднородности деяний, признаваемых преступными, невозможно определить преступность, исходя из признаков, обусловленных самой «природой» исследуемого предмета, в категориях, основанных на внутренне присущих явлению свойствах. Во-вторых, всякое определение преступности включает такой «формальный» момент, как противоправность.3 В этом смысле «само по себе право не только может наказывать за преступления, но и выдумывать их».4
Автор диссертации согласен с тем что преступность — явление не только социальное, но и правовое. И хотя право — тоже социальная категория, указание на правовой характер преступности носит не просто дополнительный, а принципиальный характер. Оно вытекает из древнего и общепризнанного принципа "Nullum crimen sine lege" (нет преступления без указания в законе), который закреплен в правовых системах большинства стран мира, в том числе в Конституции РФ (ст. 54), УК РФ (ст. 3, 8, 9). Преступность рассматривается как разновидность отклоняющегося поведения. Последнее существует объективно, независимо от того, признано
1 См.: Криминология. - М.: Наука, 1976, - с. 109.
2 Орехов 13. В., Спиридонов Л. И. Юность и вопросы предупреждения правонарушений // Человек и общество, вып. 5.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. - с. 134.
5 Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. - Киев: Былина, 1976. - с.122.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13. - М.: Мысль, 1981. - с. 516.
оно уголовно наказуемым или нет. Но только криминализация его особо опасных форм в уголовном законе делает соответствующие виды отклоняющегося поведения преступными, а преступность становится относительно определенным и правовым явлением. При отступлении от принципа законности преступность утрачивает этот основополагающий признак. Потому она не может рассматриваться как любое поведение, отклоняющееся от аморфных моральных, религиозных и иных норм и установок, существующих в той или иной стране, хотя последнее может и должно изучаться в связи с преступностью.
Автор диссертации в качестве рабочего понятия «преступность» будет понимать под ней социальное системное явление, порожденное социальными противоречиями и социокультурной неоднородностью общества, характеризующееся негативным отклоняющимся поведением, достигшим степени общественной опасности, определяемой уголовным законом. При этом мы будем рассматривать систему «преступление» как подсистему преступности и систему «преступность» в контексте метасистемы «общество».
Понятие «криминализация» понимается как процесс наделения индивида или социальной группы определенной совокупностью качеств и свойств, при определенной социальной ситуации, служащей катализатором преступного поведенческого акта, приводящей к совершению преступления, являющегося структурным элементом преступности.
Понимание преступности, как социально-правового, исторически изменчивого, негативного массового явления, слагающегося из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве преступлений, имеющих количественные и качественные показатели, позволяет дать общую характеристику каждой из указанных особенностей самостоятельно.