2
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ
ПЕРВЫЙ.
§1-
§2.
РАЗДЕЛ
ВТОРОЙ.
§1.
§2.
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ.
5«.
§2.
§3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ 13
ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ВСЕЕДИНСТВА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.
Представления о творчестве и истории 13
европейской мысли: духовногуманистическая и рациональнопрагматическая тенденции.
Представления о творческой личности в 31
концепции Всеединства русской
философии.
ФИЛОСОФСКО- 45
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТВОРЧЕСТВА КАК
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ
ВСЕЕДИНСТВА.
Творчество как осуществление 45
целостности общественного бытия.
Принцип цельного знания в науке или 71
проблема соотношения “знание-
ценность.
ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ: 87
ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Уровни человеческого бытия: 87
“сущностное’' - индивидуальность и “проявленное” - личность.
Проблема деструктивной творческой 96
деятельности.
Представления о творческой личности 109
гуманитариев МГУ им. М. В.
Ломоносова.
128
131
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.
145
3
ВВЕДЕНИЕ
Творчество относится к таким существенным, необходимым, узловым-скрепляющим единство компонентам культуры, которые на каждом временном витке истории вновь и вновь требуют своего осмысления.
Это положение имеет особую актуальность для состояния современного российского общества, в котором происходят кардинальные изменения в системе общественных ценностей, образцов, идеалов.
Настоящее время заставляет задуматься, каким образом в новых исторических условиях происходит структурирование социального опыта людей, каким конкретным смысловым содержанием наполняются формы, возникновение которых вызвано общественной необходимостью выполнять функции упорядочивания жизни множества людей, придания смысловой направленности социальным процессам, обеспечения преемственности поколений, интегрирования людей в единые социокультурные континуумы.
Для современного состояния общества характерно обострение проблемы соотношения результатов творческой деятельности и системы ценностей культуры, проблемы “знание-ценность”. Возникновение этой проблемы, особенно резко выражается в такой сфере как наука, когда лозунг “знание-сила” становится догмой, вызвано игнорированием того, что “знание” не будучи соединено с “ценностью”, с духовно-нравственным основанием, не может являться основой практических действий. В противном случае знание часто из созидательной силы превращается в разрушительную.
Тем не менее, многие вопросы творчества рассматриваются лишь в пределах науковедения. В современной науке превалирует аналитический подход, сосредоточенный на текущем процессе, изучающий преходящие, изменяющиеся условия творчества.
последующих воззрений, самых разнообразных, на первый взгляд, школ и направлений, вплоть до наших дней.
Занимаясь разработкой тем, связанных с творчеством, мыслители разных эпох ставили перед собой задачу создания универсального философского синтеза - системы знания- плода поиска истины, связанного с осмыслением предназначения человека, общества и творческого действия, которое они облекли в форму иерархически взаимосвязанных ценностей.
Таким образом, в течение длительного времени, происходил процесс культурного оснащения существующей общественной потребности, то есть обретение ею соответствующих ценностно-нормативных координат своего удовлетворения, который в сфере такой подсистемы культуры как философия нашел свое выражение в теоретической модели, получившей наименование концепции Всеединства. Философы, разрабатывавшие концепцию Всеединства являются не изобретателями этой концепции, но конструкторами объективного материала, реального содержания культуры, систематизированного в виде идеальной модели, отражающей нормативный институциональный аспект осмысления социального бытия.
Представления о творчестве - в определенной мерс - индикатор направленности социокультурных процессов, своего рода тест степени развития индивидуального или общественного уровня сознания.
В истории европейской мысли выделяются две основные тенденции, два подхода в объяснении творчества, отличающиеся друг от друга существенным образом.
В качестве истоков концепции Всеединства прослеживается духовногуманистическая традиция, сложившаяся на основе фундаментальных разработок проблемы творчества представителями Античности, Средних веков и
Возрождения. Для этого направления характерно понимание мира как единого целого и взаимосвязи системы непреходящих духовных ценностей - “царства ценностей” - с понятиями объясняющими мир.
Существенное значение для этой традиции имеет “принцип цельного знания”. Принцип цельного знания выражает единство различных способов познания, значительную роль в котором приобретает интуиция, дающая истинную идею предмета познания, то есть интуитивный способ познания как проникновение в сущность вещей, соединенный со всеми другими способностями личности в единое целое, как способ творческого действия цельного человека.
В русле этой традиции творчество понимается как служение идеалу Блага, Истины, Красоты, с которыми связаны соответствующие качества человека, осуществляющего это служение в реальной жизни, во взаимодействии с другими людьми. Человек творит в системе координат, соответствующих принципам этой духовно-гуманистической традиции.
Иной подход к рассмотрению творчества демонстрируют сторонники рационально-прагматической ориентации.
Рассмотрим одни и другие представления подробнее.
Античная философия - в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой, она оказала определяющее влияние самим внедрением понятия философии, на всю мировую философию вплоть до сегодняшнего дня. Античная философия не только является фундаментом европейской, но также составляет ее структуру и существенное содержание. До сих пор европейские мыслители питаются античным духовным наследием.
Европейская философия ведет свое начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как философия и наука) и расширили старые методы (как,
- Київ+380960830922