Ви є тут

Институциональные ценности в общественном сознании нового поколения россиян

Автор: 
Белоусов Андрей Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272790
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение 3-12
Г лава 1. Методология исследования трансформации
институциональных ценностей....................................... 13-70
1.1. Институциональные ценности в общей системе ценностей: сущность и специфика.............................................. 13-30
1.2. Динамика ценностного отношения нового поколения
россиян к социальным институтам....................................31 -47
1.3. Основные методологические подходы и методика изучения институциональных ценностей.................................... 48-70
Глава 2. Институциональные ценности нового поколения россиян:
* •* •• • • ••
системность и динамика.................I?.:................... 71 -123
2.1. Ценность государства в политической социализации........... 71 -86
2.2. Институциональные функции и ценностные значения образования и семьи.............................................. 87-105
2.3. Динамика институциональных ценностей новою поколения россиян в общем контексте социальных изменений...................106-123
Заключение......................................................124-128
Библиография....................................................129-140
Примечания......................................................141-152
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Институты, создающие и поддерживающие порядок и структуру социальной системы, ЯВЛЯЮТСЯ лишь тогда устойчивыми и эффективными, когда они фиксируются в общественном сознании как базовые ценности. Вот почему так важно исследовать системность и динамику институциональных ценностей, особенно в периоды кризисов и любого другого снижения общественного иммунитета.
Институциональные ценности выполняют совершенно особую роль в общей системе ценностей, ибо являются цементирующим началом нормальной социальной жизни. Изучение их содержания и динамики остается важной целью исследования социальной реальности, структур и институтов любого общества. Главной концептуальной функцией понятия социального института является объяснение и описание порядка социальной реальности и социального взаимодействия. Напротив, внеинституциональное в социальной жизни может рассматриваться как хаотическое, диффузное и т.д. Поэтому изучение ценностей, связанных с институциональным порядком общества является приоритетной задачей в современной социологии.
Ситуация, когда институты формируют нормы, а те, в свою очередь, основываются на ценностях, рождает другую ситуацию, когда сами институты осмысливаются и воспринимаются участниками социального взаимодействия как некие ценности. Болес того, адекватность и стабильность данного восприятия является фундаментальным условием социальной нормы, и любые процессы трансформации этих ценностей не могут не быть объектом пристального внимания научного сообщества обществоведов, ибо от их направленности и смысла зависит как будущее, так и настоящее данного социума.
В связи с особой ролью, которую играют институциональные ценности в периоды кризисов или социальной трансформации, особое значение приобретает социально-возрастная группа, являющаяся наиболее активным
14
институт определяется как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему»1.
Одним из отправных пунктов исследования в работе выдвигается тезис о том, что в современном российском обществе ключевыми институтами являются не все институты, которые перечисляются в словарях и монографиях, а лишь некоторые. Вслед за западными в отечественные учебники перекочевали в качестве основных целые институциональные комплексы экономических и политических институтов. Не вступая в полемику по данному поводу, в работе постулируется тезис о том, что социальная жизнь современной России зиждется на институтах семьи (родства), государства (порядка) и образования (социализации). Такая селекция институтов обусловлена спецификой современного российского общества, а та в свою очередь является итогом влияния исторических, культурных, этнографических и даже географических факторов.
Социологическое исследование институциональных ценностей требует ограничительного и четкого определения данного термина, ибо сам институт включает в себя подсистему ценностей, что делает понятие институциональных ценностей чрезмерно широким и даже всеохватным. Действительно, в широком смысле слова большая часть всех ценностей может быть причислена к множеству институциональных, ибо с деятельностью социальных институтов в той или иной степени связаны все без исключения ценности человеческого сообщества. Асоциальные ценности могут быть названы антиинституционапьными, но для нашего рассмотрения данная тема вообще не актуальна.
В узком смысле слова, который и будет использоваться в данной работе, институциональными ценностями будут названы комплексы ценностей, позволяющие рассматривать как ценности сами институты, будь то
1 Современная западная социология: Словарь. — М., 1990. — С. 117.
15
государство, образование или семья. Другими словами, институциональными ценностями российского общества будут названы сами институты, рассматриваемые как ценности, а также образуемые ими и получившие аналитическое определение ценностные подсистемы.
Понятие ценности является социологическим термином высокой объяснительной силы, открывающей путь к человеческой субъективности. Оно делает прозрачными мотивы человеческих действий, позволяет понять внутренний мир как индивида, так и группы, приближает к корректному и адекватному описанию целеполагания.
Современная социальная теория рассматривает ценности как особый вид целей, отличающийся от остальных целей тем, что ценности не требуют включения в рациональное обоснование плана действия. Они не требуют рефлексии по поводу себя, а если и допускают таковую, то условия их вхождения в дискурс совершенно иные. Обычные цели представляют собой цели-средства, ибо являются средствами для достижения других целей, отодвинутых во времени или более масштабных. Ценности же отличаются от обычных целей тем, что самодостаточны, ибо к ценностям стремятся без рационального обоснования, но ради них самих. Таким образом, ценности можно определить как предельные цели в цепочке целеполагания.
Данное определение ценностей опирается на веберовское учение о целеполагании. Вебер рассматривает четыре вида социального действия, различающиеся типом причинности. Действие индивида и консолидированное действие группы может иметь различную причину, т.е. различные побудительные обстоятельства. Целеполагание — лишь один из видов причины социальной и деятельной активности, да и оно бывает различным.
Вебер предлагает различать два вида целенолагающего действия: целерациональное и ценностно-рациональное. Именно они характеризуют человека как разумное существо, ибо, совершая такие действия, человек вынужден подвергать анализу основания таких действий. Аналитическим является процесс формулирования цели, который с самого начала и до конца