Ви є тут

Формы институционализации межкультурного взаимодействия : на примере Российской Федерации и Республики Корея

Автор: 
Янг Мин А
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304709
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Оглавление
4
Глава 1.'Теоретико-методологические основания социологического изучения мсжкультурного взаимодействия..................................................... 20
1.1 Современные теории мсжкультурного взаимодействия.......................... 20
1.2 Мультикультурализм и проблема национальной культуры в социологии культуры
1.2.1. Мультикультурализм в Южной Корее.................................... 33
1.2.2. Мультикульту рализм и национальная идея............................. 44
Глава 2.Институц11оналы!Ые аспекты культурного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Корея......................................... 61
2.1 Институциональные аспекты культурного взаимодействия между Российской
Федерацией и Республикой Корея............................................... 61
2.2 Институциональные механизмы взаимодействия российской и корейской культур .. 69
2.2.1. Литература............................................................ 70
2.2.2. Театральное искусство................................................. 74
2.2.3. Танцевальное искусство................................................ 83
2.3 Современное состояние взаимодействия культур Российской Федерации и Республики Корея....................................................................... 91
2.3.1. Новая страница взаимодействия культур Российской Федерации и Республики
Корея........................................................................ 91
2.3.2. Литература............................................................ 95
2.3.3. Театральное искусство................................................. 95
2.3.4. Танцевальное искусство................................................ 96
2.3.5. Российская массовая культура.......................................... 99
2.3.5.1. Российское кино.............................................. 99
2.3.5.2. Российская популярная музыка.................................. 101
Глава З.Эмпирико-социологическое исследование неинституциональных форм культурного взаимодействия ................................................ 104
3.1 Формирование образа корейской культуры в Санкт-Петербурге.................. 107
3.2 Культурное взаимодействие россиян и корейцев в процессе реализации в танцевальной
и культурной практики............................................................ 122
3.3 Танец как форма межкультурного взаимодействия.............................. 131
3.3.1. Понятие и сущность танца........................................... 132
3.3.2. Исследование танца в рамках социологической науки................. 135
3.3.3. Подходы к исследованию танца....................................... 140
3.3.3.1. Структуралистские подходы...................................140
3.3.3.2. Функционалистские подходы.................................. 142
3.3.4. Корейский традиционный танец...................................... 146
3.3.5.Корейский танец как способ передачи культурных традиций............. 148
Заключение....................................................................... 157
Библиография..................................................................... 162
Приложения....................................................................... 175
2
Приложение 1 Таблица 1 Число проживающих в Корее иностранцев...................175
Приложение 2 Таблица 2 Число иностранной рабочей силы..........................175
Приложение 3 Таблица 3 Этнические корейцы, имеющие другое гражданство,
проживающие в Корее.....................................175
Приложение 4 Таблица 4 Число женщин - брачных мигрантов........................176
Приложение 5 Таблица 5 Дети от смешанных браков................................176
Приложение 6 Таблица 6 Иностранные студенты в Корее............................176
Приложение 7 Таблица 7 Число переводов российской литературы на корейский язык .176
Приложение 8 Таблица 8 Число корейских культурных событий в России в последние
десятилетия XX века....................................177
Приложение 9 Таблица 9 Число российских культурных событий в Корее в последние
десятилетия XX века...................................177
Приложение 10 Таблица 10 Международная миграция в Российской Федерации..........178
Приложение И Таблица 11 Численность поездок южных корейцев в Россию и российских
граждан за границу по целям...........................179
Приложение 12 Таблица 12 Россияне, проживающие в Республике Корея...............180
Приложение 13 Таблица 13 Численность корейских студентов в России...............180
Приложение 14 Таблица 14 Численность российских студентов в Республике Корея....180
Приложение 15 Таблица 15 Дружественные города между Российской федерацией и
Республикой Корея...................................181
Приложение 16 Таблица 16 Число гастролей российских театральных трупп...........182
Приложение 17 Таблица 17 Число советского и российского кино, представленные в
Южной Корее..........................................182
Приложение 18 Таблица 18 Российские фильмы, имеющие больше 10 000 зрителей......182
Приложение 19 Таблица 19 Российские фильмы и число зрителей (2001 ~ 2011гг.)....183
Приложение 20 Программа эмпирико-социологического исследования....................184
Приложение 21 Анкета..............................................................187
Приложение 22 Рис. 1 Возрастной состав..........................................190
Приложение 23 Рис. 2 Гендерный состав...........................................190
Приложение 24 Рис. 3 Национальный состав...........................................191
Приложение 25 Рис.4 Семейное положение............................................191
Приложение26 Рис. 5 Месторождения.................................................192
Приложение 27 Рис. 6 Время знакомства с корейской культурой.....................192
Приложение 28 Рис. 7 Интересующий элемент корейской культуры....................193
Приложение 29 Рис. 8 Элемент корейской культуры, которым занимаются респонденты
.........................................................193
Приложение 30 Ответы на вопрос о впечатлении при знакомстве с корейской культурой в
первый раз.......................................................194
Приложение 31 Ответы на вопрос о впечатлении при процессе усвоения корейской
культуры .......................................................196
Приложение 32 Ответы на вопрос о влиянии корейской культуры на повседневную жизнь
.................................................................198
Приложение 33 Ответы на вопрос о впечатлении при посещении Республики Корея 199
Приложение 34 Ответы на вопрос о причинах желания проживания в Республике Корея
200
Приложение35 Ответы на вопрос о впечатлении при знакомстве с корейскими
традиционными танцами............................................201
Приложение 36 Ответы на вопрос о мотивах изучения корейского ганца................203
Приложение 37 Гайд-интервыо.......................................................204
Приложение 38 Таранскрипт интервью у бывшего директора корейского центра «Нан».. 206 Приложение 39 Дневник участвующего наблюдения детского коллектива..................210
3
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического
изучения межкультурного взаимодействия
1.1.Современные теории межкультурного взаимодействия
В XXI веке в связи с процессом глобализации расстояния сокращаются, земной шар стал «мировой деревней», при этом, как отмечает английский мультикультуралист Холл С., «способность жить вместе с тем, кто от тебя отличается», стала ключевым вопросом XXI века6: нам приходится большее встречаться, общаться и сосуществовать с представителями разных культур на разных уровнях - личном, деловом, государственном и т.д. Вместе с этим, благодаря распространению Интернета мир как информационное сообщество, можно сказать, теряет свои привычные границы. Явление межкультурного взаимодействия прошло с человечеством все этапы его исторического развития, а в связи с процессом глобализации оно вступило в новую стадию - ситуация требует нового отношения к мультикультуральности. Проблема новой формы межкультурного взаимодействия является чрезвычайно важной и актуальной для взаимопонимания и мирного сосуществования.
Таким образом, в данной главе будут рассмотрены основные идеи мультикультурализма как либеральной идеологии и как контрпредложения межкультурного взаимодействия в решении культурного конфликта, где идея мультикультурализма вступает не как теория, а как методология.
В социальных науках существуют, по крайней мере, три уровня понимания мультикультурализма:
- демографический, или дескриптивный - описание изменений демографических и этнокультурных параметров общества, наиболее важными из которых являются миграции и иммиграции, пространственное размещение населения. В результате мультикультурализм, как на институциональном, так и
6 Hall S. «Culture, Community, Nation» presented at the conference Gendered Narratives Aspects of Cultural Identity in Ireland. Northern Ireland, University of Ulster at Magee. November. 1993 p.361.
20
на обыденном уровне, понимается иногда как политика интеграции иммигрантов в принимающее общество;
- идеологический, в рамках которого обсуждаются концепцйи национальных идеологий, например, полиэтнического национализма в Австралии, культурной коммуникации, меж культурного взаимодействия, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собою этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства;
- политический, предполагающий практическое решение вопросов политического и культурного равноправия национального меньшинства и большинства, реализации программ поддержки и социальной защиты меньшинств. В этом случае мультикультурализм объединяет ряд формальных государственных политик, преследующих две основные цели: сохранение гармонии между различными этническими группами и структурирование отношений между государством и этническими и культурными меньшинствами.7
Главное во взаимодействии - это уменьшение недоразумений между народами. Двухсторонняя адаптация и взаимное уважение являются ключевым элементом в успешном межкультурном взаимодействии.
Появление термина «мультикультурализм» имеет отношение к актуализации проблемы миграции и культурной разнообразности общества в западных странах (Канаде, США, Австралии, западных и северных странах Европы) и в их научных сообществах, и связано с желанием в 1970-80-х гг. преодолеть ограничения идеологии ассимиляции и культурного плюрализма. Мультикультурализм развивался соответственно ситуации в каждом отдельном государстве. Например, в отличие от традиционно иммиграционных обществ, таких как Канада, США и Австралия, в европейских национальных государствах - в Англии, Германии, Франции и т.д., значительное возрастание
7 Куроиятник Л.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.С. 8-9.
21