Ви є тут

Гипертекст как модель современной культуры

Автор: 
Ларионова Надежда Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193779
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА I
ГИПЕРТЕКСТ КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ
§ 1. Особенности гипертекстовой модели........................18
§ 2. Парадигматика исследования. Ризома. Теории коммуникации..43
ГЛАВА II
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В
СТАНОВЛЕНИИ СОЗНАНИЯ РЕЦИПИЕНТА § 1. Визуализация мировосприятия современного человека.
Ее влияние на формирование ценностных установок личности...........66
§ 2. Децеитрация общественного сознания............................90
ГЛАВА III
ДИГИТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. АКТОР В ДИГИТАЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ.
§ 1. Дигитальное пространство и виртуальная реальность.....115
§ 2. Новый антропологический тип HOMO DIGITALIS.
Его характерные черты......................................141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 167
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................172
Введение.
Актуальность темы исследования.
Для современного общества характерна высокая степень сложности протекающих в нем изменений. Сегодня уже нет альтернативы перерастанию индустриального общества в постиндустриальное, информационное. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, создает в результате познания новую информационную модель мира. Любое современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов. Коммуникация представляет собой многоуровневый процесс, основой которого служит текст и его интерпретация. Текст является полем методологических операций, в результате которой происходит социальное действие.
Актуальность темы исследования определяется развитием новых информационных технологий, протекающих в современной культуре и воздействующих на формирование нового типа социальной интеракции индивидов.
Коренные изменения в сфере общественной деятельности двух последних десятилетий предъявляют качественно новые требования к осмыслению и анализу коммуникативных форм современного социума, поскольку именно коммуникация, ее способы и средства играют сегодня одну из наиболее важных ролей в разнообразных отраслях человеческой жизнедеятельности. Эти изменения несут в себе возможность ослабления и распада социальных общностей, разложения прежних форм социальных
17
дународной научно-технической конференции. — Пенза, 2004 — с. 371 -374 (0,2 п.л.)
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка литературы.
18
ГЛАВА І
Гипертекст как модель социальной интеракции § 1. Особенности гипертекстовой модели.
Современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов. Коммуникация представляет собой многоуровневый процесс, основой которого служит текст и его интерпретация. Текст является полем методологических операций, в результате которой происходит социальное действие.
Исходным понятием нашей работы является понятие гипертекста. Нам представляется важным произвести его анализ для определения рамок данного исследования. К вопросу анализа гипертекста подходили некоторые социологи, и, прежде всего, нам бы хотелось выделить такие имена, как М. Кастельс" и И. Р. Купер100.
Но прежде, чем произвести анализ гипертекста и выяснить специфику его структуры, обратимся сначала к тексту в его традиционном понимании.
Если в начале века понятие «текст» имело свое строго научное, инструментальное значение, то в конце XX века приходится констатировать, что текст «вырвался» из породившей его лингвистики, приобретя весомость символа.
На сегодняшний день существует множество определений текста, к проблеме текста обращались ведущие философы, литературоведы, истори-
99 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург,
2004.
100 Купер И. Р. Гипертекст как способ коммуникации. <Ьир://Чу\улу.міг.гилосіо/$сірііЬ1. 5і,^і I -2-00кирег.Іит1> Она же. Гипертекст как форма организации социальног о знания // Социологический журнал. 2000. № 1/2.