СОДЕРЖАНИИ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования
взаимодействия природы и общества................................16
§1.1. Взаимосвязь природы и общества: концептуальные изменения 16
§1.2. Социоприродное взаимодействие в социологическом дискурсе 35
§1.3. Этническая экология в зарубежной и отечественной.........52
парадигмах.............................*.......................52
ГЛАВА II. Гармонизация взаимодействия природы и общества в
традиционной экологической культуре региона......................69
§2.1. Характерные особенности традиционной экологической культуры
региона........................................................69
§2.2. Уровень экологического сознания в полиэтничном социуме 90
§2.3. Роль традиционной экологической культуры в формировании
диалогичного отношения к природе..............................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................132
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время наша планета переживает глобальный экологический кризис, который может перерасти в экологическую катастрофу. Ряд ученых связывает наступление этого кризиса с укорененными в западной культуре установками на покорение природы и господство над ней. Именно ценностные ориентиры техногенной цивилизации, уже несколько веков развивающейся на Западе и имеющей тенденцию к распространению и утверждению во всем мире, по их мнению, в конечном счете привели к значительному нарушению устойчивости биосферы. Сегодня в научном сообществе все более утверждается понимание того, что для преодоления экологического кризиса, восстановления нарушенного антропогенной деятельностью баланса в биосфере недостаточно только технологических методов. По мнению большинства ученых, необходима смена ценностных ориентиров человечества и формирование новой экологической культуры населения Земли.
В России экологический кризис обостряется сложной социально-экономической ситуацией. Ухудшение состояния окружающей природной среды оказывает существенное негативное влияние на качество и продолжительность жизни людей, особенно в условиях низкого социального уровня жизни основной массы населения страны. В то же время, в России постепенно формируется «общество потребления», для которого характерны антиэкологические установки, не отвечающие требованиям времени.
Российские регионы, в частности Северо-Кавказский регион, в настоящее время переживают глубокую социокультурную трансформацию. На этот сложный процесс оказывают влияние два основных фактора: внутренний, заключающийся в российских преобразованиях, и внешний - глобализация, которая также воздействует на состояние всех сфер общественной жизни. В таких условиях ценностный смысл этноэкологи-
14
4. Традиционная экологическая культура выступает как внебио-логический способ адаптации к окружающей среде, что обеспечивает наилучшую приспособленность к конкретным природно-географическим условиям. В ходе социокультурной адаптации этноса к окружающей природной среде формируется традиционный экологический опыт, концентрирующий в себе приемы природопользования, не нарушающие сбалансированность экосистемы, а также установки на гармоничное взаимодействие с окружающей природной средой. Такие приемы и установки закреплялись в экологических ценностях и традициях этносов.
5. Состояние экологического сознания большей части населения Республики Адыгея находится па уровне обеспокоенности экологической ситуацией в регионе и стране в целом. При этом взаимодействие эмоционального и деятельностного компонентов экологического сознания имеет противоречивый характер, г.е. высокий уровень обеспокоенности не приводит к активной экологической деятельности населения. Преобладает контрольно-правовая ориентация экологического сознания населения, в связи с чем особую актуальность получает нормативная функция традиционной экологической культуры.
6. В процессе формирования новой экологической культуры, предполагающей диалогичное отношение природы и общества, значительным потенциалом обладают экологические ценности и традиции этнических культур региона, поскольку они, как и все компоненты традиционной этнокультуры, составляют часть мировоззрения этнофора и при этом содержат в себе образцы ценностного отношения к окружающей природе.
Теоретическое и практическое значение исследования.
Полученные результаты могут быть применены при дальнейшем изучении и научном осмыслении сферы социоприродиого взаимодействия в регионе.
Отдельные положения диссертационного исследования мо1уг быть использованы государственными и муниципальными органами власти при
15
разработке региональной экологической политики. Результаты исследования могут найти применение в деятельности экологических организаций и движений республики.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его материалов при разработке лекций по социологии культуры, экосоциологии и спецкурсов по этим дисциплинам в вузах.
Апробация результатов работы.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались автором на 10 научных конференциях (всероссийских и региональных). Результаты исследования опубликованы в статьях общим объемом свыше 3 п. л.
Структура диссертации. Поставленные цели и задачи обусловили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения, списка использованной литературы и приложения.
- Київ+380960830922