Ви є тут

Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе

Автор: 
Хаматханова Макка Алаудиновна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
193429
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИАСПОР.
1.1. Диаспоры: сущность, определение, признаки формирования....................................12
1.2. Методологические подходы к исследованию культуры диаспор.........................................36
1.3. Межкультурное взаимодействие этнических общностей 61
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАСПОР КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ (на примере Тюменского региона).
2.1. Общая характеристика социокультурной ситуации диаспор на юге Тюменской области........................84
2.2. Социологический инструментарий исследования культуры диаспор кавказских пародов.....................103
2.3. Диагностика социокультурной ситуации и тенденций развития культуры диаспор кавказских народов юга Тюменской
области........................................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................150
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................155
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................166
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе происходят процессы, оказывающие влияние на межнациональные отношения. Развитие последних обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления, в том числе с учетом такого феномена
этносоциальной структуры, как диаспора. В настоящее время в диаспорах наблюдается активизация национального самосознания и национальной самоидентификации. Представители диаспор вынуждены вновь обретать стабильные жизненные условия, определять перспективы своего этнического существования, искать собственную нишу в новой социокультурной среде, проходить необходимые стадии адаптации.
Феномен диаспоры основывается на культурной самобытности, которая обеспечивает жизнеспособность этнического организма. Отрыв от
исторической родины компенсируется стремлением к сохранению
национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к
ассимиляции. Следует отметить, что не каждая этническая группа выступает в роли диаспоры и что диаспора является определенной стадией развития этнического сообщества, которая отличается высоким уровнем сплоченности и консолидации, эффективностью организационных форм жизнедеятельности, действенной социальной защитой своих членов, активной самоорганизацией и самоуправлением, полноправным вхождением в систему межнациональных связей. Основой существования и эволюции диаспоры выступает коллективная этнокультурная идентичность и включение в интернациональный культурный процесс.
Дискуссии о проблемах диаспор ведутся философами, социологами, политологами давно. Особую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветский период, когда миллионы людей, считавшиеся до 1990 гг. единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, а в ряде стран ближнего зарубежья превратились в национальные меньшинства.
3
На основе вышеприведенных определений можно предположить, что они тождественны понятию «этническая группа». Таким образом, по мнению диссертанта, диаспору можно рассматривать как часть народа, этнической общности, проживающую за пределами титульного государства, имеющую общие духовные и этнические ценности.
С точки зрения международных проблем важно разделять этнические группы, которые не являются участниками системы политических отношений, и этнические группы, которые, напротив, являются активными акторами социальных и политических процессов, для которых может быть применимо понятие диаспоры. Для диаспоры характерно осознание себя частью народа, проживающего в ином государстве, наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной, формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Так, А.В.Петренко отмечает, что диаспоры становятся неотъемлемым фактором современных международных отношений в силу усугубления взаимодействия и взаимозависимости государств как следствие нарастания миграционных процессов [85].
Большое влияние на образование диаспор оказывает передел границ, распад государственных образований, миграционные потоки, вызванные угрозой насильственного переселения или геноцида. Принципы взаимодействия между диаспорой, исторической родиной и государством проживания зафиксированы в двусторонних договорах зарубежных государств, определены в доктринах внешнеполитической деятельности отдельных стран мира, включая страны нового зарубежья. Сложившаяся практика, по мнению Т.В.Полосковой, требует фиксации на уровне международных правовых норм понятия диаспоры, права и обязанности по отношению к ней со стороны государств проживания и исторической родины [87].
Слово «диаспора» в английских словарях пишется с большой буквы, как имя собственное, и не допускает множественного числа. Долгое время под
диаспорой понималась только еврейская диаспора, которая представляла собой нечто уникальное. По постепенно положение менялось, рассеяние становилось все более частым явлением, и возникал вопрос, что следует, а что не следует называть диаспорой [24].
Р.Кохен предлагает следующие наборы характерных черт диаспоры:
(1) рассеяние по отношению к своей изначальной родине, часто насильственное;
(2) в альтернативном варианте - экспансия за пределы родины в поисках работы, с торговыми целями или для удовлетворения более далеко идущих колониальных амбиций;
(3)коллективная память и мифологизация утраченной родины;
(4) идеализация воображаемого наследия отцов;
(5) возвратное движение;
(6) сильное групповое этническое самосознание, сохраняющееся долгое время;
(7) неспокойные отношения с обществами- хозяевами;
(8)чувство солидарности с этническими собратьями в других странах;
(9) возможности выдающейся созидательной и обогащающей жизни в странах- хозяевах, проявляющих терпимость [63].
Традиционно выделяемые диаспоры обладают всеми или многими из перечисленных черт. При этом в других случаях отнесение к диаспоре сообществ, обладающих теми же чертами, оспаривается. Как указывает В.Черновская, термин «диаспора» не употребляется по отношению к потомкам британцев в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Зимбабве, Кении, Канаде или Соединенных Штатах. Не применяется он и к многочисленным немецким колониям в Центральной и Восточной Европе, на Волге (все они прекратили существование после 1945 года) и в некоторых странах Латинской Америки [134].
Следует заметить, что наряду с категорией «диаспора» существуют понятия «колония» и «землячество». В современном словаре иностранных слов
18