2
Введение...................................................... 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СЕМЬИ............................ 13
1.1. Межэтническое взаимодействие: типы, принципы
развития, результаты.............................. 13
1.2. Этнокультурные аспекты межэтнического
взаимодействия.................................... 24
1.3. Экспликация понятий «семья» и «брак» в социальных
науках............................................ 47
I
1.4. Межнациональный брак как форма межэтнического 69
взаимодействия историко-культурный контекст.....
Глава II. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ БРАЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.................... 83
2.1. Факторы межэтнической брачности................... 83
2.2. Современные процессы межэтнической брачности в
Республике Адыгея................................. 96
2.3. Мсжкультурное взаимодействие в национально-
смешанных семьях................................. 117
2.4. Этнические идентификации в национально-смешанных
семьях как элемент национального самосознания.... 131
Заключение................................................... 147
Список использованной литературы........................... 156
Приложение
167
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы, сопровождающиеся трансформацией государственных, культурно-языковых и этнических границ, предопределяют возникновение и усиление противоположных тенденций - культурного национализма и взаимных культурных заимствований и проникновений. Стремление сохранить идентификационные культурные основания выступает своеобразной реакцией на нарастающую унификацию духовной и материальной культуры. Но в то же
4 <
время долговременный этап межэтнического общения и контактов народов привел к высокой степени интеграции и ярко выраженному синкретизму. Накоплен большой исторический опыт сотрудничества народов, сформировался общий пласт культуры, выступающий в настоящее время, в свою очередь, факюром относительной межэтнической стабильности, в том числе и в Республике Адыгея.
Вопрос толерантности и признания культурных, национальных различий становится одним из важнейших условий дальнейшего развития человечества. Однако решение данной проблемы лежит не в этнической унификации, национальной индифферентности и социокультурной анонимности социальных общностей, а в нахождении моделей социальной коммуникации, позволяющих сохранить или сформировать позитивно-ресурсные основания национальных культур в условиях усиливающегося и усложняющегося межэтнического взаимодействия, которое, в свою очередь, по-своему определяет и влияет на особенности формирования локальных социумов и социальных групп.
Одним из результатов активного межэтнического взаимодействия являются смешанные браки и семьи. Рост числа и доли межэтнических браков (даже на фоне общего сокращения заключаемых браков) делает их не только заметным общественным явлением, но и повышает роль в этнических процессах. Общественное мнение расходится в отношении к межэтническим бракам, но они - норма полиэтничного демократического общества, и научный анализ этого явления может исходить лишь из безоценочного подхода.
16
временном континууме, он должен не просто отстоять себя как целостность, но и обеспечить самотождественность всех своих членов, что требует притока социальной и духовной энергии извне. В данной ситуации формируются две ведущие тенденции: путь либерально-демократический и путь насильственно-террористический.1
Межэтническое взаимодействие можно классифицировать: по виду, форме, типу, результату, уровням. В общем виде выделяют несколько типов (как их называют исследователи) взаимодействия:
1. Взаимодействие между представителями различных демографических групп.
2. Межэтническое взаимодействие - общение между лицами, представляющими разные этнические уровни.
3. Контркультурное взаимодействие происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня взаимодействия является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.
4. Взаимодействие среди социальных классов и групп основывается на различиях между социальными 1руппами и классами общества. Несмотря на то, что все члены общества мо1*ут принадлежать к одной культуре, социальные различия делят их на субкультуры и отражаются на взаимодействии между ними. •. • .■
5. Взаимодействие между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений,
1 Маликова Н.Р. Парадоксы межнационального общения. Опыт этносоцнологичсского исследования в Азербайджане. - М, 1992. - С. 60-64.
17
разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе взаимодействия.
6. Региональное взаимодействие - возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться.
7. Взаимодействие на деловой (профессиональной) культуре возникает из-за того, что каждая организация располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и
I
при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.1
Общая черт всех типов взаимодействия - неосознанность культурных различий ее участниками. Большинству людей кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других куль'гур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, человек начинает задумываться о причинах своей неудачи2.
Данный перечень трудно назвать типологией, так как последняя разновидность взаимодействия предполагает использование в целях сравнительного изучения комплекса существенных признаков (связей, оснований, функций, уровней, отношений), тогда как в данном случае имеет место элементарное перечисление взаимодействия различных субкультур.
Результаты межэтнического взаимодействия, прежде всего, предопределяются факторами, способствующими или
противодействующими контактам. В качестве этих условий выделяют:
- степень дифференциации принимающей культуры; общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, оказывается в состоянии адаптировать к
Грушевицкая Т.Г. и др. Основы межкультурной коммуникации. - М, 2003. - С. 142 - 143.
2 Там же. - С. 144.
- Київ+380960830922