Ви є тут

Гендерная социализация в образовании

Автор: 
Шалаева Лиана Геннадиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
215
Артикул:
193640
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1 МОДЕЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ........14
1.1. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ......14
1.2. ФАКТОРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ........45
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК АГЕНТ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ...68
2.1. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ.....................68
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КЕЙС - СТАДИ)...........68
2. 2. ВОСПРИЯТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ 114
(ПО МАТЕРИАЛАМ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ).....................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................168
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.™........................................ 186
4 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................ 209
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, культурных практик и ценностных систем. В ходе трансформации культуры и духовной жизни изменяются образцы гендерных взаимодействий, модицифицируются роли и статусы женщин и мужчин, в новом социокультурном контексте подвергаются переопределению понятия мужественности и женственности. Социология гендерных отношений выступает важным методологическим звеном анализа современной идентичности, позволяя связать индивидуальное определение мужского и женского, с одной стороны, и контекстуальные смыслы гендера, с другой.
В новом социокультурном контексте подвергаются изменению и основные агенты социализации, в том числе образование, стимулирующее воспроизводство или модификацию гендерных норм и практик. Мировые стандарты образования сегодня принципиально меняются, к ним предъявляются требования демократизации образовательной среды, способствующей формированию ценностей гуманизма и толерантности, навыков критического мышления и партнерства. Реформирование системы образования актуализирует задачу социологического анализа гендерных отношений. Именно образование выступает ключевым звеном индивидуального и общественного развития, представляя стратегический ресурс распространения ценностей гражданского общества, однако одновременно воспроизводит противоречивые идеологии и стереотипные практики, сужающие жизненный выбор учащихся и способствующие воспроизводству гендерного неравенства. В связи с этим особо актуализируется социологический анализ практик гендерной социализации детей в рамках школьного образовательного учреждения.
Осуществление нового социологического подхода к формированию отношений гендерного равенства посредством образования особенно важно в
3
Теория когнитивного развития объясняет появление представлений у детей об их половых ролях активным структурированием ребенком собственного опыта, когнитивной информации, получаемой ребенком, и пониманием своей половой принадлежности. Вначале ребенок усваивает представление о половой идентичности, определяя себя в качестве мальчика или девочки15. А организуют получаемую информацию когнитивные структуры сознания ребенка, стереотипы, функционирующие как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. В рамках этой теории ребенок мог бы сказать: «Я мальчик, поэтому я хочу делать «мальчиковые» вещи, и такое поведение мне нравится».
Лоренс Колберг полагал, что дети «сами подготавливают себя к жизни в обществе» на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят в поведении разные образцы поведения людей, а критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других. В некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, однако самосоциализация имеет и свою самобытность, чем объясняется тот факт, что иногда половая идентичность детей не соответствует желаниям или ожиданиям родителей16.
Особого внимания заслуживает направление под названием «новая психология пола». Новая психология пола как теория сформировалась на Западе в 1970-е годы. В рамках этой теории утверждается, что основное
15 Половая принадлежность - это первая категория, в которой осмысливается свое собственное «я», первичная половая идентичность складывается обычно к полутора
годам, но по мере развития и взросления содержание идентичности меняется. Например, см: Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Рос.гос.пед.ун-т, 1998. С. 7; Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Феникс, 1998. С. 194.
,6Смслзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. С.336.
20
значение в формировании психологического пола и половой роли имеют социальные ожидания общества, которые формируются в соответствии с конкретной социокультурной средой и находят отражение в процессе социализации17. Возникновению «новой психологии пола», как пишет И.С.
I Я
Клецина , способствовали три исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий.
1) Работы Маккоби и Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий. Исследователи пришли к выводу, что фактически не существует врожденных биологических различий в психологических особенностях мужчин и женщин. Они сделали вывод, что те крайне малочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство мужских и женских ролей, существующее в обществе19.
2) Исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, продемонстрировавших могущество социализации. Эксперименты Дж. Мани и А. Эрхарда с гермафродитами внесли коррективы в понимание биологического пола. Они исследовали группу гермафродитов с генетическими мужскими половыми признаками. Детей разделили на пары. Один ребенок из каждой пары перенес операцию и гормональную терапию и стал особью мужского пола; его воспитывали как мальчика. Другой ребенок после операции и лечения гормонами приобрел женский пол и воспитывался как девочка. Дети, воспитанные как мальчики, усвоили традиционные мужские роли и женились на женщинах; дети, воспитанные как девочки, выросли, осознавая себя женщинами, их дальнейшая жизнь и сексуальный опыт соответствовали возрастным нормам. Отвечая на вопрос, являются ли различия в поведении
17 Клецина И. Гендерный подход в системе психологического образования// Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-ой Международной Летней Школы по гендерным исследованиям/ Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 1998. С. 198.
'* Там же.
19 'Гам же. С. 199.
21