Ви є тут

Молодежная мода в одежде в условиях современной России : Социологический анализ

Автор: 
Масленцева Наталья Юрьевна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
135
Артикул:
193613
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3-12
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения молодежной моды в одежде 13
§ 1. Мода как социальный феномен. 13-39
§ 2. Специфика молодежной моды как феномена молодежной культуры. 40-65
Глава 2. Состояние и основные характеристки современной молодежной моды в одежде. 66
§ 1. Факторы, влияющие на молодежь как участника моды. 66-91
§ 2. Типология участников процесса функционирования современной молодежной моды в одежде 92-114
Заключение 115 -120
Список литературы 121-135
3
Введение
Актуальность темы исследовании. Процесс трансформации социальной структуры российского общества закономерно приводит к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных норм и ценностей. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые формы ре1улирования человеческого поведения. К числу таких механизмов относится мода.
Мода является сложным и многомерным явлением, значение и влияние которого нельзя недооценивать. Долгое время мода считалась эфемерным, неуловимым явлением, неподдающимся научному анализу. Ее воздействие и власть не ограничивается только индивидами или отдельными группами, но простирается на социетальный уровень. В конце 20 - начале 21 века массовый характер моды является одной из значимых характеристик. В ней участвуют различные социальные слои, социальные группы, классы. Мода носит глобальный характер.
О противоречивости данного феномена свидетельствуют, во-первых, характер взаимодействия индивидов на уровне группы и общества и личностные особенности участников, что определяет содержание и динамику развития моды; во-вторых, обратная зависимость социального взаимодействия от моды.
Модная одежда может рассматриваться как своеобразный способ достижения установленных идеалов той или иной исторической эпохи. Изучение влияния одежды позволяет понять неоднозначное отношение личности к моде. С одной стороны, индивид противостоит ей, стремясь сохранить индивидуальность, с другой — стремится следовать моде, чтобы не быть изолированным от социального окружения. На индивидуальном уровне ориентация на моду является отражением индивидуальных качеств субъекта, имеет личностный смысл, позволяющий через многообразие модных объектов и направлений выбрать соответствующие его собственным потребностям и
12
всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги 20 столетия» (Челябинск, 2001г.), межрегиональной научной конференции «Россия в третьем тысячелетии: прогнозы культурного развития. Наука. Культура. Искусство. Власть. Государство» (Екатеринбург, 2001г.), региональных Когановских чтениях «Социология в российской провинции: тенденции перспективы развития» (Екатеринбург, 2002), шестой Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 2002г.), Международной зимней школе «Молодежные культуры: этничность, насилие» (‘Youth cultures: ethnicity, violence) Theoretical, methodological and ethical perspectives’), (Финляндия, Карйя, 2001г.), пятой новосибирской летней школе «Коммуникативные стратегии культуры: интерпретация в нарративе»
(Новосибирск, 2002г.), на научно-методическом семинаре, проводимым Министерством образования Свердловской области (Екатеринбург, 2002г.).
Данные социологического опроса, проведенного в 1999-2000 гг., легли в основу 10 дипломных работ, использовались в проведении занятий студентов кафедры дизайна одежды Уральской государственной архитектурнохудожественной академии.
Составлена программа спецкурса для магистрантов социологов «Социология моды», «Мода как социо-культурная коммуникация в контексте современной культуры», а также курс «Теория моды» для студентов кафедры дизайна одежды и прически Художественно-педагогического института РГППУ.
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в девяти научных публикациях.
13
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения молодежной
моды в одежде.
§ 1. Мода как социальный феномен.
Как правило, мода интересовала учёных и мыслителей с точки зрения того, что она выражала. Поэтому обсуждение одежды, внешних форм быта и культуры, манеры поведения и других подобных тем сопровождалось обобщениями и выводами широкого значения.
Изменение взглядов на моду происходило через постоянное выявление новых её сторон, аспектов рассмотрения. Самыми ранними из известных нам работ, относящихся к проблеме моды, являются «Несколько замечаний о современных модах в одеждах», «Храм моды или нрав поврежденный истекающего века» российского мыслителя А.Ключарева, «Моды и цинизм» Ф. Дишера1. Эти работы появились в 18 - первой половине 19 века. Они имеют скорее воспитательный, поучительно-эстетический характер.
Появившиеся позже работы можно классифицировать в зависимости от того, какой фактор берется в качестве определяющего всевозможные проявления моды. Э. Тейлор и Г. Шюрц считали, что любая мода выступает формой проявления эстетических проявлений эпохи. И. Блох и Э.Фукс2 выявили в моде другой аспект - она складывается главным образом под
1 См. напр.: А.Ключарев. Несколько замечаний о современных модах в одежде. - М., 1861; Р. Дишер. Моды и цинизм. СПб., 1879; Н.Т. Рейнгардт, Социальное и экономическое значение моды.-Казань, 1889 и др.
2 См. И. Блох. Половая жизнь нашего временич и ее отношение к современной культуре. СПб., 1911.С.107, 112-115; Э. Фукс.История нравов. М.-Л., 1930, Т. 1.С. 120.