ф Оглавление
Введение«. »мм««»»»—— ———————фффффффффффф————————————————3
Глава I. Семенная соинализация как объект социологического исследования II
1.1 Проблема социализации в зарубежной психологии, антропологии и социологии.. 12
1.2 Социализация в концепциях отечественных исследователей.....................23
1.3 Структурно-функциональное содержание семейной социализации.................30
1.4 Основные вилы социализации..................................................44
Глава П. Этнокультурная вариативность семейной социализации... «««...«...50
2.1 Этническая культура как фактор семейной социализации........................50
ф 2.2 Актуализация роли традиционной этнической культуры в современном
российском обществе............................................................59
2.3 Удмурты в контексте проблемы семейной социализации.........................64
2.4 Эшонсдагогика и традиции удмуртов..........................................75
Глава III. Опыт социологического исследования современных процессов семейной социализации удмуртов..«..««««.«.««.«...«.«.«.....«...«.«.««««.«««.«..«88
3.1 Программа эмпирического исследования.......................................88
3.1.1 Описание методик изучения семенной социализации..........................92
3.1.2 Эмпирические индикаторы основных теоретических положений па
уровне методического обеспечения...............................................105
3.1.3 Организация исследования.................................................113
^. 3.2 Основные результаты исследования............................................114
3.2.1 Соииализационная среда дошкольников......................................114
3.2.2 Соииализационная среда подростков........................................124
3.2.3 Результативность процесса семейной социализации..........................143
Заключение« 170
Синеок использованной литературы....................................................174
Приложение 1........................................................................182
Приложение 2........................................................................184
Приложение 3........................................................................187
Приложение 4........................................................................191
Приложение 5........................................................................192
Приложение 6........................................................................193
Приложение 7-9......................................................................194
Приложение 10.......................................................................195
Приложение 11.......................................................................196
Приложение 12.......................................................................198
%
2
Введение.
В общем процессе социализации, который детерминирован изменениями, происходящими в стране, особое место занимает семейная социализация. Сегодня Россия и ее регионы переживают сложный исторический период (экономические, социальные, информационные, ценностные основы общества подверглись сильным трансформациям). Противоречивую ситуацию создаст то, что развитие системы социализации (семейной в том числе) значительно отстает от динамических процессов изменения, происходящих в обществе. Кроме того, старшее поколение все еще недостаточно мобильно, не способно предложить готовых моделей деятельности, адекватных новым условиям. Это, в свою очередь, усложняет процессы самоопределения, самоидентификации личности (стержень социализации). Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации, обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или, более того, спровоцировать различные кризисные ситуации. Не только ученые, но и родители уже осознали необходимость изменения всей системы социализации. Как это сделать -вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа, что, в общем-то, неудивительно. Поэтому переосмысление проблем, связанных с процессами социализации личности, в настоящее время особо актуально.
Заявленная проблематика обладает также теоретической актуальностью. Нерешенным остается множество задач. Безусловно, проблемы социализации личности, которые носят междисциплинарный характер, не остались без должного внимания веси мировой научной мысли. Так уже к середине XX века были разработаны рабочие модели социализации, в том числе модель социализации как инкультурации, социализации как развития личностного контроля, социализации как результата межличностных отношений, социализации как процесса ролевой тренировки, как модели социального научения, когнитивная модель социализации и другие.
Однако недостаточно четко разработан категориальный аппарат теории социализации,
IV
невозможно соотнести базовые понятия данной теории у разных авторов (структура, факторы, критерии, показатели, индикаторы). Л сложное воздействие на человека множества разнохарактерных и разнонаправленных факторов формирует, в свою очередь, ситуацию неопределенности критериев диагностики успешной социализации.
Как показал анализ имеющихся исследований, современная социологическая наука до сих пор не располагает средствами непосредственного инструментального исследования семенной социализации.
С конца 80-х гг. XX пека, после распада СССР, многие народы России стали осознавать собственные этнические корни, обращаться к традиционному опыту своего парода, что
всех социальных группах, по за пределами семьи она, конечно, наиболее сконцентрирована в коллективах, занимающихся формальным образованием».9
Т.Парсонс провел также некоторый анализ механизмов социализации, в числе которых -социальный контроль (т.с. санкции, когда общественно одобряемые достижения поощряются с помошыо перспективы различного рода вознаграждений, а не одобряемое поведение предотвращается с помощью перспективы наказании или лишения вознаграждении), имитация и идентификация. Результатом социализации Парсонс видел интернализацию ценностных ориентаций.
Понятие «успешной» социализации в духе структурно-функционального подхода фактически исключает аспект социальной активности индивида. Не случайно в качестве основных понятий при характеристике этого процесса использовались «адаптация», «приспособление», большое внимание уделялось «конформности» как конечному продукту социализации.
Заслуга Парсонса: социализация осуществляется во всех социальных группах, но по-разному; ранние стадии социализации проходят в родственных коллективах. По сути, он говорил о необходимости различения механизмов социализации в зависимости от того, в каком коллективе она осуществляется, и каковы ее цели. Так, например, в неродственных коллективах основным механизмом социализации является формальное образование.
Подход Парсонса определил ключевые понятия в дальнейшем анализе социализации: интернализация, принятие, освоение, адаптация.
К социологически ориентированным концепциям социализации относится и теория Д.Мнла (1863-1931), представителя школы символического иитеракционизма. На становление его теоретических взглядов существенное влияние оказала психологическая традиция начала XX века в лице Ч.Кули (1864-1929) и Г.Блумера (1900-1987).
По мнению Ч.Кули, личность формируется в результате социального взаимодействия, в ходе которого человек учится смотреть на себя как на объект глазами других. Подчеркивается важная роль других людей, которые сравниваются со своеобразными зеркалами. Это тс зеркала, в которых формируется образ «Я» человека - «зеркальное «Я», включающее в себя:
1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»;
2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;
3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).
9 с.370, Парсонс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, мегоды / Сокр. пер. В.В Воронина, Е В Зсньковскою - М.: Провесе, 1972
Хотя восприятие всегда субъективно и не всегда отражает реальность, однако, с точки зрения Кули, важно уметь видеть себя глазами других, составляющих окружение человека.
Решающую роль в социализации Кули, как и представители психоаналитической традиции, отводил «первичным группам» - семье, друзьям, соседям. Именно они являются основой формирования идеалов, ценностных установок.
Взгляды Ч.Кули оказали влияние на иитсракционистское направление в социологии. Теорию «зеркального «Я» Кули дополнил и развил в своей концепции «обобщенного другого» Дж.Мнд. Он стоял на позициях ролевой концепции социализации. С точки зрения символического интсракционизма, социализации - это процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которой связаны определенные социокультурные знания, смыслы и символы.
Дж.Мнд стремился показать, как индивид становится членом общества, как в ходе социальных взаимодействий (символических ннтсракций) возникает и изменяется «Я» человека. Становление «Я» человека - это процесс превращения биологического организма в рефлексивную социальную личность, это процесс «принятия роли другого». В процессе социализации ребенок не просто «примеряет» и присваивает социальные роли, чтобы стать их носителем, а интерпретирует реальную социальную ситуацию.
Мид подчеркивал необходимость разнообразного окружения ребенка. Так, если он общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется не сколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. Центральное значение для большинства детей имеют родители и в той или иной степени - братья и сестры, иногда эта группа дополняется бабушками и дедушками. Таким образом, богатство и широта индивидуального «Я» зависит от количества, разнообразия и широты взаимодействий.
Людей, с которыми ребенок взаимодействует наиболее чаего, с которыми он имеет важные эмоциональные связи, Мид называет «значимыми другими». На ранних этапах социализации псе роли и представления ребенок получает от значимых других. Лишь постепенно и несколько позлнес ребенок начинает понимать, что эти роли соолюсятся с более широкой реальностью, с «обобщенным другим», т.с. с обществом во веем объеме.
Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, т.с. основное общение и взаимодействие с ребенком должно напоминать игру, в процессе которой развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-Згода) ребенок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй ступени (3-4 года), называемой стадией коллективной игры, ребенок вместе с
- Київ+380960830922