Ви є тут

Деньги в социальном взаимодействии : Опыт теоретического и эмпирического исследования

Автор: 
Абрамова Софья Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270569
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Деньги как объект и предмет социологического исследования 11
§ 1. Деньги как социальный феномен и социальный институт 12
§ 2. Предметная область и категориальный аппарат социологии денег 44
Глава 2. Монетарные аспекты формирования и развития личности в обществе 69
V 4 •;! ,
• *4 • 4 : *
§ 1. Социальное взаимодействие: монетарные аспекты 70
§ 2. Экономическая социализация как процесс формирования
монетарных установок 92
§ 3. Межпоколенческое взаимодействие в процессе формирования
монетарных установок личности 113
Заключение 136
Список литературы 141
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Деньги - огромное достижение человеческой культуры в ее самом широком понимании. Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особое восприятие и оценку мира и себя в нем. Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. В последнее десятилетие в связи с капитализацией экономических отношений российского общества интерес к проблеме значительно возрос. Динамика социальных изменений, необходимость управления происходящими процессами превратили тему исследования в практически и теоретически приоритегную. Ее изучение связано с трудностью координации и интеграции междисциплинарных подходов: исторического, экономического, психологического и культурного. Обращение к проблеме социологов актуально в связи с присущей нашей науке способностью к холистическому, системному анализу социальных явлений. Рассмотрение закономерностей функционирования денег в социальном взаимодействии, на наш взгляд, актуализирует данную способность.
Обращение к теме продиктовано особенными историческими обстоятельствами развития изучаемого процесса в России. Во-первых, в России не было "экономических классов" в собственном смысле этого слова, то есть создавшихся благодаря своей экономической деятельности - в основе их всегда были сословные группы. Монетаризация социального взаимодействия не развивалась эволюционным путем, так как. процесс был прерван революционными событиями 1917 года. В 90-е годы процесс проходит в иных социально-экономических условиях и требует всестороннего изучения.
Во-вторых, актуально переосмысление традиций изучения денег, поиск новых подходов. Можно выделить несколько подходов к анализу денег (философский, культурологический, антропологический и т.д.), но мы подчеркнем три основных аспекта изучения денег: 1. исторический, 2. экономический, 3. социологический.
В историческом подходе ключевыми являются вопросы о происхождении денег и развитии форм денег на протяжении исгории человечества. Вопрос о времени появления является непростым даже для простых предметах; в случае с деньгами положение
13
Исследователи истории экономической мысли по праву считают Аристотеля родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах. Он писал, что когда стала требоваться чужая помощь для ввоза недостающего товара и вывоза излишков, неизбежно стала ощущаться "потребность в монете. Ввиду этого пришли к заключению давать и получать при взаимном обмене нечто такое, что, представляя само по себе ценность, было бы вместе с тем вполне сподручно в житейском обиходе, например, железо, серебро или нечто иное"1. Так в силу необходимости обмена возникли деньги. С тех пор у людей создалось впечатление, что под богатством надо понимать именно преизобилие денег. Иногда, впрочем, "деньги кажутся пустым звуком и вещью вполне условной, по существу ничем, так как стоит лишь тем, кто пользуется деньгами, переменить отношение к ним, и деньги потеряют всякое достоинство, а человек, обладающий даже большими деньгами, не в состоянии будет достать себе необходимую пищу". Однако люди обращают все свои способности на "наживу денег, будто эго является целью, а для достижения цели приходится идти на все"“.
Аристотель не только высказал ряд исключительно важных научных гипотез о природе и функциях денег, но и сделал попытку анализа денег в их взаимосвязи с другими явлениями как экономической, так и социальной жизни. Он делал основной акцент на двоякой роли денег как средства обмена и как цели обмена, что послужило теоретическим фундаментом для разграничения понятий "экономика" как искусство приобретения полезных благ и "хрематистика" как способ обогащения. Первое он считает необходимым, соответствующим природе и имеющим границы, а второе - не соответствующим природе и не имеющим границ. Как средство обмена деньги способствовали развитию торговли, формированию общественных хозяйственноэкономических связей; как цель обмена деньги оказали огромное влияние на развитие самого человека, его целеполагающую деятельность, отношение к труду, изменили систему ценностных ориентаций человека, его представление об этических нормах.
Согласно Аристотелю, целостная картина денег может быть получена только на анализе этой двоякой роли. Дальнейший ход истории показал, что обе роли денег
1 Аристотель. Политика. Афинская полития. М.. 1997. С.48. ? Там же. С. 50.
14
являются необходимыми и целесообразными, и, более того, они представляют собой единство противоположностей, а присущее им внутреннее противоречие служит источником общественного развития. Однако если первая функция денег подробно изучалась экономической наукой, то вторая осталась практически вне научного анализа; отсюда социология может восполнить этот пробел и рассматривать деньги с точки зрения их влияния на личность. С таких позиций, как показано ниже, анализировал сущность денег К. Маркс. О возрастающей роли денег, когда они становятся целью, писал Г. Зиммель.
Система экономических взглядов Аристотеля оказала большое влияние на развитие всей экономической мысли. "Нели мы сравним собранную из фрагментов экономическую систему Аристотеля с пятью первыми главами "Богатства народов" Адама Смита и с первым разделом первого тома "Капитала" К. Маркса, мы обнаружим поразительную преемственность мысли"1.
С развитием денежного хозяйства значение денег в обществе возрастало. "Деньги, - восклицает в XIV веке Беато Доминичи, - очень любят великие и малые, духовные и светские, богатые и бедные, монахи и прелаты; все подвластно деньгам... Эта проклятая жажда золота ведет обманутые души ко всякому злу; она ослепляет разум, гасит совесть, увлекает волю на ложный путь, не знает друзей, не любит родных, не боится бога и не имеет больше стыда перед людьми"2. Зато уже к XV веку насгупает господство маммопистических тенденций: богатство восхваляется как необходимое культурное благо и страсть к наживе признается всеобщим и само собой разумеющимся настроением населения.
Началом классической политической экономии необходимо считать момент, когда экономическая мысль в лице Л.Смита дошла до понимания того, что человек, действующий по соображениям нравственности, является как бы сотрудником Бога в создании мировой гармонии, и в этой его деятельности равно важны как альтруистические, так и эгоистические мотивы. Альтруистические побуждения человека Смит рассмотрел в книге "Теория нравственных чувств" (1759), но она прошла
| Аникин А. В. Юность науки. Жизнь н идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., 1975. С. 24.
2 Цит. но: Зомбарт Б. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1968. С. 64.