Ви є тут

Основные направления трансформации представлений студенческой молодежи региона о справедливости в 80-90 гг. XX в. : Опыт социологического анализа проблемы в Алтайском крае

Автор: 
Старикова Екатерина Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
273402
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа трансформации
представлений о справедливости...............................14
1.1. Методология анализа трансформации представлений о справедливости в массовом сознании различных половозрастных
и социально-профессиональных групп............................14
1.2. Теоретико-методологический потенциал социологической концепции жизненных сил в анализе представлений студентов о справедливости....................................................47
1.3. Студенческая молодежь как социальная группа и методика изучения ее представлений о справедливости........................62
Глава 2. Особенности трансформации представлений студентов
Алтайского края о справедливости в 80-90-х гг. XX в...........86
2.1. Философско-этический и социально-правовой контекст изменения представлений студенческой молодежи Алтайского края о справедливости....................................................86
2.2. Трансформация представлений студентов о справедливости политической и экономической жизни общества......................101
2.3. Эволюция трактовок студентами проблем справедливости в социально-бытовой сфере, отношениях распределения и потребления......................................................123
Заключение...........................................................138
Библиографический список.............................................143
Приложение 1.........................................................157
Приложение 2.........................................................160
Приложение 3........................................................169
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Последние полтора десятилетия двадцатого века стали для России периодом радикальной трансформации, коснувшейся всех сфер жизни. Значительно изменились не только социальное, но и культурное пространство, мировосприятие и самоидентификация россиян. Необходимость предотвращения дезинтеграции общества, выявления путей его стабилизации предполагает последовательное и всестороннее решение как социальноструктурных, так и социально-субъектных проблем. Переживаемый кризис сопровождается изменением личностных приоритетов и поиском новых смысложизненных ориентиров, выдвигаемых как альтернатива окружающему хаосу. Эта духовная работа совершается через обращение к достаточно устойчивым категориям, их переосмысление и новое принятие либо отторжение.
Изменяются представления о свободе, равенстве, добре и зле, справедливости. Критерии справедливого меняются, и этот процесс характеризуется различной интенсивностью и глубиной у разных групп населения. Знания о содержании представлений о справедливости и особенно о характере их изменений являются важными для понимания тех перемен, которые происходят на уровне индивида.
Такие сведения обладают ощутимым прогностическим потенциалом, так как представления о справедливости входят в «глубинные слои» ценностей личности и напрямую связаны с избираемой человеком жизненной стратеги-
и
ей.
Обращение к молодежи как специфическому субъекту - носителю представлений о справедливости - делает такой прогноз более точным, описывая тенденции, которым предстоит реализоваться в ближайшем будущем. Студенческая молодежь как потенциально наиболее активная часть данной группы в этом контексте вызывает особый интерес.
16
ния, несущие доброту и гуманизм, вызвал к жизни достаточно много ревизионистских в прямом смысле идей, в том числе и пересмотр атрибутики знания.
Социология знания, инициированная К. Мангеймом, положила начало качественно иной интерпретации знания. Принципиальным ее положением явился уход от рассмотрения знания только как знания научного и обращение к механизмам возникновения и функционирования различных форм мышления. Вненаучное, и, прежде всего, обыденное знание, таким образом, получило новую характеристику. Оно стали интерпретироваться как «фабрика значений», без которого не может существовать ни одно общество [10, с. 31].
Изучение механизмов совместной жизни людей предполагает выделение нескольких пластов взаимодействий по различным основаниям. Значительный интерес на протяжении веков вызывают те «невидимые нити», которые делают жизнь человека в обществе само собой разумеющейся, позволяют оценивать происходящее и координировать собственное поведение. Важность их учета и понимания для развития социологии убедительно доказывается в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Лукмана и других.
В современном научном дискурсе существует целый ряд понятий, с помощью которых объясняется функционирование структур обыденного сознания в обществе. «Взгляды», «репрезентации», «ментальность», «ценности», «представления» - только их часть. Одновременно здесь наличествует достаточно большое количество выражений, ставших клише и «представления о справедливости» одно из наиболее устойчивых и распространенных.
Причиной этого служит, конечно, популярность понятия «справедливость», являющегося, по замечанию Н.С. Сыроед, универсальной характеристикой социального взаимодействия [133, с. 3]. Поэтому то, что люди подразумевают под справедливостью и то, как они оценивают характер соотнесения данных образов с действительностью, не может оставаться вне поля зрения при обращении к описанию взаимодействия людей и человека и общества.
Общество очень непросто определять только через наличие коллективности, объединяющей людей благодаря иерархии власти или обмену в соответствии с
17
интересами. Потому что и власти, и интересам населения необходимо признание в качестве таковых. А для этого, подчеркивает С. Московичи, обществу нужны представления или ценности, придающие им смысл [84, с. 6]. Иными словами, легитимация массовым сознанием каких-либо институциональных порядков не сводится к простому повиновению. Легитимность порядка - это авторитетность, вера в его правомерность и справедливость, что, в свою очередь, предполагает абстрактные представления о правомерности и справедливости
Данное положение используется и в методологическом основании концепции социальных представлений. Согласно ей, любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, тем или иным образом являются социальными представлениями. Это «...общедоступные знания, формы мышления и действия в повседневной жизни, если угодно, здравый смысл, наука и идеология. Наука и здравый смысл, убеждения в целом несводимы одни к другим как некие формы понимания мира и отношения к нему» [84, с. 5]. Хотя здравый смысл меняет содержание суждений, он не замещается полностью теориями и научной логикой, эти явления рядоположены, и рассмотрение одних естественным образом подразумевает изучение других. Обыденные представления о справедливости, таким образом, выступают в качестве элемента духовной жизни общества, в котором сконцентрированы идеи лучшего, оптимального устройства мироустройства, отражающего особенности социальных отношений его носителя.
Исходя из этой логики, мы не только «реабилитируем» обыденные представления, но и признаем их неразрывную связь (через совместное конструирование социального пространства) с представлениями научными. Некоторую сложность здесь вызывает сам термин «социальное представление», поскольку в отечественной психологии и философии долгое время имел смысловую нагрузку «воспоминающего созерцания», восходящую к идее первой сигнальной системы по И.П. Павлову (общей для людей и животных) [131, с. 96]. Новое наполнение постепенно входит в язык данных дисциплин [4; 41] и методологически подкрепляет адекватность обращения науки к вненаучным знаниям.