Ви є тут

Этнонациональное самосознание русского населения полиэтнического региона : на примере Краснодарского края

Автор: 
Муха Виктория Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277550
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
17
17
28
43
55
55
67
80
96
96
113
132
145
150
165
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ...............................................
1.1 Проблемы трактовки и история изучения понятия «этнонациональное самосознание» .............................................
1.2. Структура, уровни и функции этнонационального
самосознания...............................................
1.3. Методологические аспекты исследования русского этнонационального
самосознания...............................................
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА...............................
2.1 Факторы, определившие своеобразие русского этнонационального самосознания...............................................
2.2 Русский этнос в XX веке: тенденции социокультурной трансформации ...
2.3 Этнонациональное самосознание русских в условиях постсоветских
социокультурных трансформаций..............................
ГЛАВА 3. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ РУССКИХ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ).......................................
3.1 Этносоциальная и этнокультурная среда региона..........
3.2 Структурные компоненты этнонационального самосознания русских Краснодарского края........................................
3.3 Этнонациональная идентичность и автостереотипы русских (по
материалам глубинных интервью)...........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество живет в условиях противостояния двух важнейших тенденций: глобализации технико-
экономического, информационного характера, распространения нивелирующих форм массовой культуры, с одной стороны, и усиления коллективных идентичностей, локальной мобилизации, в том числе этнической и религиозной - с другой стороны.
Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у многих народов стремление сохранить самобытность, собственные этнокультурные ценности. Диапазон сопротивления процессу унификации разнообразен: от пассивного неприятия ценностей других культур, до активного противодействия их распространению. В результате наблюдается обострение этнорелигиозных и межэтнических конфликтов, рост националистических настроений, экстремистских движений, и, в целом, возрастает роль и значимость этнического фактора в общественной жизни.
Отмеченные процессы в той или иной степени нашли отражение в современной российской действительности. В России, как и в других полиэтничных странах, встает проблема выявления содержания этнического фактора, его способности воздействовать на социальные и культурные процессы.
Этнический фактор в России - это не только положение инонационального населения, но и проблема самосознания и менталитета этнического большинства - русских, от этнонационального и этнокультурного самочувствия которых в значительной мере зависит положение России, ее судьба и перспективы развития. Однако радикальные изменения в российском обществе повлекли за собой негативные социокультурные последствия, вызвали «культурную травму» у русского народа, отразились на состоянии этнонационального самосознания.
При этом процессы становления общероссийской государственной идентичности и возрождения этнической идентичности русских идут параллельно, что, в свою очередь, обусловливает потенциальную напряженность в сфере ме-
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОИАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
1.1 Проблемы трактовки и история изучения понятия «этнонацио-нальное самосознание»
XX век вошел в историю не только как период взлета русского народа в различных областях материальной и духовной культуры, но и как эпоха ослабления и даже распада русского этнонационального самосознания. Идеология интернационализма оставила свой след в душе русского народа. Но исторический опыт свидетельствует: когда возникает угроза для самого существования народа, его сплочение, готовность к самопожертвованию складываются на основе национальных ценностей. Лучшие страницы русской истории связаны с подъемом этнонационального самосознания. В периоды трагических потрясений, грозящих самому существованию русского народа, его спасало лишь обращение к национальным ценностям.
Проблема этнонационального самосознания русских в современной России - одна из насущных и очевидных, требующая всестороннего и тщательного анализа.
Прежде всего, необходимо обратиться к рассмотрению самого понятия «этнонациональное самосознание», проблема определения которого неразрывно связана с трактовкой самосознания в целом.
В научной литературе до сих пор отсутствует согласие в соотнесении понятий «сознание» и «самосознание». Можно выделить две противопоставляемые друг другу позиции. В соответствии с первой: самосознание - это высшая ступень развития сознания, и существенный аспект в структуре сознания как целого. Согласно второй: самосознание является необходимой стороной каждого сознательного акта: «самосознание больше сознания... самосознание есть
нечто целое, а сознание - его «часть», аспект, момент»1. Речь идет о двух исследовательских позициях: внешней, обращенной к фактам психической жизни через объективированные в сознании феномены, и внутренней, непосредственно связанной с интроспективным методом. Личность не способна к самосознанию, находясь вне сознания, и в этом заключается двуединство сознания и самосознания.
Таким образом, мы исходим из того, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, и реализуется одновременно в двух формах - в форме предметного сознания и самосознания.
В исследовании природы и сущности самосознания условно можно выделить тесно взаимосвязанные философское, психологическое и социологическое направления анализа. Философский аспект анализа самосознания связан с выявлением его гносеологической сущности, соотнесением его с объективным бытием личности. Психологический аспект раскрывает специфику самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Социологический аспект анализа самосознания предполагает рассмотрение данного феномена в непосредственной взаимосвязи с социальными условиями и социальной структурой общества.
Обобщая результаты междисциплинарных исследований, можно определить самосознание как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внешне проявляется как система предъявляемых самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих индивиду или общности определить свое место в системе складывающихся отношений и связей. Внутренним механизмом саморегулирования действен-
1 Черносвитов Е.В. К философскому анализу структуры сознания: «Направленность» актов сознания//Философские науки. -1978. — № 1. — С.89.