Ви є тут

Изменение ориентаций и установок на профессионализм у студентов педагогических колледжей

Автор: 
Разумейко Елена Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272501
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЬРАЗОВАНИЯЛ5
1.1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ....15
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ.....................................44
ГЛАВА П. ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ........................82
2.1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................82
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ - ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПОСТОЯННОМУ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА..............................122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................141
ЛИТЕРАТУРА.....................................146
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях непрерывного образования значение системы образования как базисного социального института, определяющего уровень научно-технического, экономического и культурного прогресса общества, значительно возрастают. Это побуждает к тому, что уже более 10 лег в нашей стране осуществляется поиск тех содержания и форм организации образовательного процесса в школе, системах среднего и высшего профессионального образования, которые должны соответствовать новым социально-экономическим и политическим реалиям.
Важнейшей задачей, стоящей перед отечественной системой образования, является приведение её в соответствие с теми основными тенденциями, которые наблюдаются в развитии образования в мире. Поэтому, с одной стороны, приходится преодолевать те недостатки, которые были вызваны господством жестких стандартов, принципов организации образования, которые существовали в тоталитарном режиме, с другой стороны, выявить те перспективные направления развития мирового образования, которые необходимо использовать для реформирования отечественной системы подготовки человека к жизни и конкретным видам профессиональной деятельности.
Ключевым элементом всей системы совершенствования образования выступает учитель. От уровня понимания им целей и задач современного образования, путей его совершенствования, качества самой работы напрямую зависит конечный результат. В настоящее время провозглашается целью общего среднего образования «разносторонне развитая личность гражданина. ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способная к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению про-
3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ И УСТАНОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Проблема социологического анализа профессионализма связана с необходимостью вычленения основных социальных характеристик, определяющих как содержание, гак и форму проявления данного явления. С общих позиций профессионализм обычно связывается с качественными характеристиками конкретной трудовой деятельности человека. Поэтому говорят о высоком, недостаточно высоком, а то и низком уровне профессионализма. Также часто указывают на необходимость повышения качества трудовой деятельности путем развития определенной совокупности профессиональных навыков. Следовательно, исходной категорией при анализе профессионализма как социального явления должно стать понятие «качество трудовой деятельности».
Само понятие «трудовая деятельность» трактуется как совокупность операций, направленных на изменение конкретного объекта груда на основе тех или иных целей человека. Данная категория рассматривается как форма конкретизации более общего понятия, каковым выступает понятие труд. К.Маркс определяет труд как процесс обмена человека и природы. Труд представляет собой «присвоение данного природой для человеческих потребностей». Это «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой» . В этом определении труд рассматривается как особая форма взаимодействия с естественным материалом, данным самой природой и человеком, стремящимся его приспособить для удовлетворения своих потребностей. Груд выступает как форма создания искусственной природы, обеспечивающей приспособление человека к окружающему миру и постоянное обеспечение более комфортных условий существования в нем. При этом че-
4 Маркс К. Капитал. ТАМ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, с. 125
15
ловек реализует не столько личные потребности, в трудовой деятельности он выступает как общественное существо. «Человек, изъятый из сплетения общественных отношений, внутри и посредством которых он осуществляет свой человеческий контакт с природой»5 не совершает трудового акта, поскольку результат его труда не удовлетворяет никакую человеческую, а стало быть, и общественную, потребность. Такой труд не создает потребительскую стоимость. Следовательно, исходным пунктом, определяющим саму трудовую деятельность, являются разнообразные потребности человека, реализация которых заставляет его использовать те или иные умственные или физические усилия.
В труде всегда происходит столкновение, с одной стороны, характеристик объектов труда, которые необходимо изменить, с другой стороны, человеческих потребностей, которые должны быть воплощены в продукте груда. Только тогда измененный объект позволяет человеку обеспечить ту форму своего существования, к которой он стремится.
Потребности, по мнению ряда социологов, реализуются тогда, когда они отражаются в сознании через цели и социальные установки6. Поэтому любая трудовая деятельность для своего эффективного осуществления требует четкого определения цели труда, под которой понимается образ будущего результата. Так, К.Маркс отмечая двойственный характер труда в условиях товарного производства, пишет: «Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - ив этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительские стоимо-сти» . Целесообразность является важнейшей качественной характеристи-
■ Маркс К. Капитал. Т.1.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, с. 183
6 см. Мерснков A.B. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. - Красноярск: Изд-во Краснояр ун-та, 1985.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986.
Маркс К. Капитал. Т.1.// Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, с.55
16