Ви є тут

Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования

Автор: 
Демко Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
состояние и технологии ее формирования
Рік: 
2006
Артикул:
193736
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Раздел I. Концептуальные основы формирования правовой культуры
учащейся молодежи............................................18
Раздел II. Факторы формирования правовой культу ры учащейся молодежи в знаковых периодах ее жизни.........................................55
Раздел Ш.Тсхнологии формирования правовой культуры в социокультурном пространстве учебного заведения..................................88
Заключение..........................................................118
Библиографический список.............................................124
Приложения...........................................................146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы демократизации общественной жизни в Российской Федерации актуализируют проблемы повышения эффективности функционирования институтов гражданского общества и правового государства. Одним из условий этого является формирование стойкой гражданской позиции всех социальных групп. Становление и развитие гражданского общества и правового государства находятся в прямой зависимости от понимания каждым гражданином своих прав и свобод, а также от умений и навыков использовать их и готовности поступать в соответствии с законом.
В современной России наблюдается ситуация социальной аномии и правового нигилизма. Принятые и действующие нормы не соблюдаются и не исполняются в должной мере абсолютным большинством участников общественных отношений. Эти обстоятельства являются следствием нравственной и правовой деформации как личности, так и общества в целом. В наибольшей степени это находит выражение в молодежной среде, где отсутствие сформированных императивов правовой культуры усугубляется состоянием социального и гражданского становления этой социальной группы. У молодежи сформировано устойчивое отчуждение и неприятие гражданской позиции, чувства гордости за принадлежность к своему государству, отсутствует уважение к нормам, действующим в обществе, что, безусловно, приводит к различного рода отклонениям от общепринятых и охраняемых государством правил поведения и возникающим в этой связи негативным последствиям социального и правового характера.
Вместе с тем общество не может существовать без соблюдения норм социального порядка. В любой социальной системе люди действуют чаще всего упорядоченно, поскольку признают определенные стандарты, ценности и действуют в соответствии с ними1. Поэтому формирование индивидуальной системы ценностей является составляющим компонентом социокультурных ориентаций, которые складываются под воздействием территориальных, этнических,
1 См.: Агафонов Ю. А. Становление нового порядка в России: Институциональные и нормативноправовые аспекты. - Ростов на Дону, 2000. - С. 6.
ны, именно в свободное от учебных занятий время, на наш взгляд, в большей степени реализуется духовно-нравственный потенциал и социально-правовая активность молодежи. В это время появляется объективная возможность для раскрытия ее творческих способностей, а также создается основа для формирования и дальнейшего развития профессиональных навыков и умений будущих специалистов.
Социализирующая роль учебного заведения реализуется, прежде всего, через деятельность профессорско-преподавательского состава и других структурных подразделений. Механизмы социализации, направленные на формирование правовой культуры учащейся и студенческой молодежи, связаны с правовым обучением, правовым просвещением и правовой пропагандой, которые сопровождают самовоспитание молодого человека. Правовое обучение и воспитание молодого поколения является важнейшей функцией Российского государства, а формирование патриотизма и гражданственности - обязательным условием существования и развития гражданского общества и правового государства. В этой связи, необходимо остановиться на определении границ объекта нашего исследования - учащейся молодежи.
В социологии молодежь представлена как «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования»1.
С другой стороны, существует точка зрения, которая сводится к тому, «что с 18 лет, с момента обретения молодым человеком всех основных гражданских прав, следует говорить уже о зрелом, а не о молодежном возрасте»2.
По мнению ученых-практиков в сфере управления, «молодежь - социальнодемографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная тем или другим социально-психологическим свойством, которое определяется уров-
1 См.: Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. акад. РАН Г. В.Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - С. 297.
2 См.: Структура потребностей и социальные качества личности. - Вып. 8. - М., 1990. - С. 44.
20
нем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 15 до 29 лет включительно»1.
Говоря об объекте своего исследования, мы ограничиваем группу молодежи тремя статусными категориями, которые имеют особое значение в процессе формирования гражданского общества в России. Первая группа - когорта 14-летних, которых общество признало гражданами, выдав им паспорт. Вторая группа - когорта 18-летних, получивших возможность реализовать свое право гражданина - право голосовать. Третья группа - когорта 21-летних, имеющих возможность реализовать свою активную гражданскую позицию и отвечать за нее. Возрастная стратификация 14-18-21-летних связана с определением переходного гражданского состояния, которое сопровождается необходимостью профессиональной ориентации, профессионального становления и профессионального самоопределения.
Состояние правовой культуры указанных групп молодежи определяется, прежде всего, тем, как представлена и выражена гражданская позиция личности старшеклассника образовательного учреждения и студента вуза. Факторы деформации правовой культуры, имеющие место в объективной действительности среди указанных социальных групп, не способствуют формированию гражданского общества и, соответственно, правового государства в Российской Федерации. Напротив, они создают своего рода «прочный фундамент» для противоправного поведения и иных форм девиаций, заложенный как в сознании личности и общества в целом, так и положенный в основу поведенческой правовой культуры каждого отдельно взятого молодого человека.
Гражданственность - это интегральное понятие, обозначающее гражданскую позицию, чувство гражданственности, стремление быть гражданином. Гражданственность, на наш взгляд, - основа становления и развития правовой культуры представленных возрастных групп молодежи. Особое значение в этой связи приобретает морально-этический аспект поведения молодых людей. Он, в
1 См.: Беспаленко П. H. Проектирование государственной молодежной политики в практике муниципального управления: дне,... канд. социол. наук. - Белгород, 2001. - С. 175.