Ви є тут

Маргинализация личности и защита самобытности культуры : Систем. анализ

Автор: 
Камынина Тамара Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
1000163409
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение стр. 3-10
1 Раздел. Исторические формы взаимодействия культур и межкультурного общения стр. 10-39
2 Раздел. Факторы идентификации и самоидентификации человека в поликультурной среде стр. 40 - 94
3 Раздел. Государственные формы защиты самобытности культуры
стр. 94-120
Заключение стр. 120 -124
Библиография стр. 125 -132
3
Введение
После распада СССР свои дома покинули 9 млн. человек, из них треть мигрировала в Россию. Многие уехали за рубеж либо на заработки, либо насовсем. Так, в 90-х годах страны СНГ покидало 200-250 тыс. специалистов в год. Только в 1990 году из СССР выехало в Израиль 266,7 тыс. человек, в Германию - 141,6 тыс., в Грецию - 23,8 тыс., в США - 13,1 тыс., в Венгрию - 1,4 тыс. Опрос летом 1990 г. среди московских научных работников выявил удручающий факт - 51% хотели бы уехать по контракту.1 Вынужденная миграция множества людей, в том числе и семей, приводит к ломке устоявшихся ценностно-нормативных координат их поведения, к дискомфорту внутреннего мира человека, к девиантному поведению и к усилению преступности. Смена микросред, субкультур человеком обычно ощущается очень остро, ведет к формированию "несчастного сознания" (Гегель), к утрате индивидом привычных социальных связей, связанной с изменением статуса, вида труда, уровня жизни. Именно эти моменты имеют долгосрочный характер, накладывают свою печать на мироощущение личности, часто делают его "психологическим изгоем". Нужна помощь науки человеку в преодолении такого состояния. Между тем, по этой теме в нашей стране почти нет разработок теоретического и методического характера, адекватных современному всплеску вынужденной миграции. Эта практическая потребность дня - одна из причин постановки ряда задач настоящего исследования.
Однако, методическая помощь мигрантам будет неэффективной, если ее не сопровождать организационной работой, т.е. соответствующим государственным строительством. В каком государственном устройстве
1 Наука и жизнь. 1996,№ 10, с.56.
12
пристрастия в таком случае меньше сказываются на обьективности результата исследования. Все это понятно. Однако, при этом наука, например, социология культуры и культурная антропология теряют связь с практикой людей - научная истина должна содержать в себе основы своего будущего пути в мир людей, т.е. обязана содержать момент ценности (быть априорно - до опыта - полезным людям). Это относится к любым наукам, будь они естественно-научными или гуманитарно—научными.
Обратимся к наиболее популярным определениям культуры. Поскольку наша проблема носит антропологический характер, то прибегнем к определению, данному известным антропологом начала века Э.Б.Тэйлором. Он пишет, что "Культура, или цивилизация... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".6
Такой широкий веер показателей культуры нас ориентирует на конкретный выбор системы показателей, применимых для решения задач исследования - ведь речь идет о маргинальной личности, оказывающейся между двумя-тремя культурами, о ее характерных мотивациях и самоощущениях, сказывающихся на поведении, действиях такой личности. Американский антрополог Ф.Бок, как бы угадывая наш поиск, дает такое определение культуры:
"Культура в самом широком смысле - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания , которые высказывают и демонстрируют люди... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо все вы - и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности,
6 Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.С. 18.
13
ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать культурным шоком1'7
Понятно, что человек, прибывающий в чужое общество, в другую культурную среду, испытывает своеобразное потрясение, его прежние ориентации и ожидания-требования от других приходят зачастую в конфликт с новыми, установленными в новой среде. И, поскольку "в чужой монастырь со своим уставом не ходят", то столкновение норм происходит на уровне индивидуального сознания, уходит во внутрь человека, переживается психологически.
Конфликт старого с новым при общественных переменах также сопровождается ощущением "шока" целыми поколениями : в России это явно, наглядно ныне выражено в отношениях между поколениями.
До сих пор мы размышляли описательно. Попробуем подойти к выбору определения культуры и аналитически - без этого мы не сможем вычленить структурированные элементы современной культуры, которые только и позволят решить задачи исследования дост аточно проницательно.
Структурно-функциональный анализ. Культура возникает там, где есть совместная жизнь множества людей. Она обеспечивает жизнеспособность этой совместности ( назовем ее "социальностью"). Можно утверждать, что культура выполняет следующие социальные функции:
— интегрирование людей в единые социокультурные континуумы. Исторически возникают целые культурные "поля", пространства с единым языком, религиозными или светскими представлениями о мире и о себе, ценностно-нормативными координатами поведения множества людей. Единицей такой интеграции обычно выступает этническая (национальная) культура. Анализ процесса интегрирования, а также противоположного ему -дифференцирующего- ведется обычно с помощью таких категорий
7 Culture Shok. A reader in modem cultural anthropology/ Ed.by Ph. K.Bock. New York, 1970.