Ви є тут

Социальная активность как конструктивная основа образа жизни молодежи в условиях социокультурных трансформаций

Автор: 
Сапронов Алексей Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
174
Артикул:
193422
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования образа жизни
1.1. Сущность и структура образа жизни 11
1.2. Социокультурные детерминанты динамики образа
жизни в переходном обществе 30
1.3. Социальная активность в системе образа жизни в условиях социокультурной трансформации 65
Глава 2. Особенности проявления активного образа жизни молодежи в различных сферах общественной жизни
2.1. Социально-политическая активность молодежи как основа
гражданственности в образе жизни молодежи 88
2.2. Социально-экономическая активность молодежи в условиях рыночных отношений 107
2.3. Культурно-досуговая активность молодежи как интелектуа-лизация образа жизни 129
Заключение 153
Библиографический список 158
2
Введение
Актуальность исследования. Актуальность изучения социальной активности молодежи как конструктивной основы ее образа жизни в современных условиях связана, прежде всего, с практикой целенаправленных социокультурных изменений. Российская молодежь к концу XX века стала одним из самых активных социальных субъектов. Условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. От ее экономических, политических и культурных выборов во многом зависит развитие современного общества. Тем не менее, такие ее реальные практики как образ жизни остаются на периферии общественного и исследовательского интереса. Отдельные молодежные проявления попадают в сферу государственной заботы только в ситуации явной угрозы общественной стабильности. Но даже когда опасность не вызывает сомнений, как, например, рост молодежной наркотизации, взрослые дискурсы остаются достаточно противоречивыми.
Социальные исследования российской молодежи переживают сегодня серьезный кризис. Он делает актуальным отказ от любого принципа унификации этой сложной социальной группы, при которой сущность трансформаций современного молодежного пространства сводится к одному, пусть и действительно значимому признаку. Важно учитывать такие приметы нового времени, как молодежная безработица, жесткое социальное расслоение, усложнение стартовых условий вхождения в жизнь, новые социально-культурные ресурсы и их разная доступность для молодежных групп, общественно-политическая апатия. Все они уже напрямую не связаны с такими классическими структурными признаками как социальное происхождение, гендер, этничность или территория проживания. На первое место выдвинулась главная проблема для общества, заключающаяся в том, что разрушено культурно-историческое поле самоидентификации молодежи; разительный контраст характеристик и проблем молодежи по регионам, категориям и группам выдвинул на первый план необходимость
3
экономическими условиями, субъективные моменты выбора определяют его поливариантность.
Поливариантность создается различиями в процессе осознания потребностей как актуального противоречия социального субъекта к действительности. Степень адекватности осознания потребностей на личностном уровне обусловлена состоянием сознания социального субъекта и закрепляется личным индивидуальным интересом. Только так можно объяснить тот факт, что у людей, чья деятельность близка по содержанию, внутренние детерминанты, нравственная направленность образа жизни могут значительно различаться.
Учитывая изложенные выше основания, полагаем, что кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т. п.
t
Как гйниет A.A. Возьмитель, «образ жизни - это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макро- и микроусловиях, обладающая внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентации (концепции жизни)»7.
Из этого определения вытекает, что предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами.
Научный язык предлагает целый ряд понятий близких по значению понятию «образ жизни» и нередко употребляемых как синонимы: «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни». Только рассмот-
7 Возьмитель A.A. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. 1991. №1. -С.89.
16
рев значение понятий и соотношение их с образом жизни можно прояснить содержание последнего.
Каждое из этих понятий, будучи близкими по содержанию, раскрывает собственные смысловые аспекты. Например, категория «уклад жизни», наиболее популярная в работах марксизма-ленинизма, связана с социально-экономической характеристикой элементов общественного хозяйства, типичных для той или иной группы или общества в целом8.
Понятие «уровень жизни» выступает показателем социально-экономического развития общества, элементом концепций «экономического роста». Эта категория количественно характеризует состояние общества. Концептуально она связана с теориями «общества массового потребления» «общества изобилия», «общества всеобщего благосостояния».
Уровень жизни - это количественная характеристика потребления, но количественной характеристики для изучения социума оказывается недостаточно. Требуется учет субъективных оценок удовлетворенности или неудовлетворенности различными обстоятельствами жизни - работой, семейными отношениями, досугом и др. Появляется категория «качества жизни». В западной социологической литературе она объяснялась так: «Качество жизни — это больше, чем жизненный уровень. Оно означает обогащение нашей жизни за пределами доходов и потребления. Оно предполагает новое понимание общих интересов. Оно все больше зависит от того, какое добрососедство мы имеем и на что способны общественные учреждения»9. Качество жизни - это не потребление, а рациональное использование жизни.
Субъективизм категории «качества жизни» проявляется в поисках показателей оценки этого качества. Некоторые исследователи связывают высокое качество жизни со счастьем: «Под качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье»10. Другие исследователи предлагают
8 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. - С. 296.
9 Brandt W. Oberden Taghinaus. Hamburg, 1974, S. 393.
10 Цит. по: Попов С. И. Проблема «качества жизни» в современной идеологической борьбе. М., 1977. - С. 16.
17