ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Взаимосвязь высшего профессионального образования и культурного воспроизводства как социологическая проблема........................................................
1.1. Теоретико-методологические основания
исследования высшего профессионального
образования как фактора культурного
воспроизводства................................
1.2. Социокультурные особенности современного высшего профессионального образования в
социологических и междисциплинарных научных исследованиях..................................
1.3. Культурное воспроизводство как проблема
высшего профессионального образования и
российской государственной образовательной
политики.......................................
ГЛАВА 2. Высшее профессиональное образование в системе культурного воспроизводства современной России
2.1. Высшее профессиональное образование и духовная безопасность российского общества...................
2.2. Современное состояние культурной
компетентности и реальной культурной практики студентов высших учебных заведений.............
2.3. Концептуальные основы реформирования высшего профессионального образования в контексте культурного воспроизводства в современных
российских условиях............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................
ЛИТЕРАТУРА ....................................................
с. 13
с. 13
с. 29
с. 48 с. 79 с. 79
с. 91
с. 120 с.164 с. 171
Введение
Актуальность исследовании обусловлена научной и общественной значимостью темы. В конце XX - начале XXI века в российском высшем образовании, традиционно являвшемся одним из наиболее эффективных факторов культурного воспроизводства, сложилась непростая социокультурная ситуация. Высшее образование сегодня стало доступным значительно большему количеству молодых россиян: число студентов высших учебных заведений в последние годы стремительно увеличивается, сегодня их вдвое больше, чем в конце 80-х годов XX века в СССР (по последним данным Росстата, 416 против 200 на 10 тысяч жителей). С одной стороны, в начале третьего тысячелетия высшее образование как фактор культурного воспроизводства значительно расширяет свои позиции. С другой стороны, данный показатель не может оцениваться так однозначно, потому что очевидным фактом являются снижение уровня образованности современных российских студентов, глубокая диспропорция между потенциалом общечеловеческой культуры и реальной культурой выпускников высших учебных заведений. Это свидетельство набирающего в России силу процесса «раскультуривания» специалистов труда высшей квалификации, утраты ими основ культурной компетентности. Экстснсификация высшего образования сегодня в России нередко достигается за счет снижения его качества. Возникает реальная угроза утраты высшим образованием статуса одного из наиболее стабильных, надежных и активных факторов воспроизводства культуры.
Ситуация обостряется тем, что в начале XXI века в России все более распространенным становится прагматическое отношение к высшему образованию: диплом об окончании вуза для многих гораздо значимее содержания высшего образования, так как высокая общая культура специалиста с высшим образованием оказывается далеко не всегда необходимой и востребованной в условиях только формирующегося российского рынка. По этой причине высшее профессиональное образование
само по себе может быть только благом, а не злом как для индивидов, так и для всего общества. Опасности и угрозы проистекают не из культуры, а вследствие того, что социальное и культурное развитие «массового» человека в настоящее время оказалось на уровне, не соответствующем достижениям созданной человечеством культуры. Мы гипотетически полагаем, что эта серьезная социокультурная проблема проистекает, в частности, из того, что современное высшее образование не обеспечивает в необходимом количестве и качестве культурную преемственность поколений.
Таким образом, мы понимаем процесс культурного воспроизводства как неравномерный, асимметричный процесс, в котором обнаруживается единство прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости. Эти особенности характеризуют культурное воспроизводство как нелинейный и противоречивый процесс. Следует отметить, что он совершается, как правило, еще и в сложных условиях социального бытия.
Культурное воспроизводство обеспечивается целым рядом факторов. В настоящей работе мы ограничимся рассмотрением такого фактора культурного воспроизводства, как высшее профессиональное образование.
В) Образование. В настоящем исследовании данная дефиниция интересует нас с точки зрения социологической науки. Социология исследует образование как социальный институт в его взаимодействии с остальными подсистемами общества - экономической, социально-политической, духовной - и выясняет его роль в процессе социализации личности. В социологии культуры нет единого, целостного понимания образования, это, скорее, совокупность взглядов и концепций, выделяющих в качестве ведущих различные функции образования. Под образованием социологи культуры понимают «процесс передачи и освоения культурных смыслов и способов взаимодействия с миром» [133], «процесс приобщения к культурно-детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека» [46]. Предлагаются иные формулировки: образование - это «процесс формирования человека культуры» [26], «способ формирования человека внутри общества» [12]. При таком разнообразии определений все социологи говорят о том, что образование - это не только процесс трансляции и освоения культурного опыта своего народа и человечества, но
и социальный процесс, образование - действенный механизм самоорганизации общественной системы.
Несмотря на многообразие определений образования в социологии, видимо, общей установкой для них можно считать позицию Э. Дюркгсйма, полагавшего, что образование есть социальный институт по передаче опыта от одного поколения к другому, в процессе которого происходит передача ценностей господствующей культуры и осуществляется воспроизводство власти [56].
В последние годы в отечественной социологии предлагается концепция образования, ставящая задачу раскрытия его социокультурного контекста, социальной природы его содержания. Так, например, В.Я. Нечаев в своей «Социологии образования» [105] рассматривает образование как вид социокультурной деятельности. В одной из последних работ В.И. Добренькова и В.Я. Нечаева [50] образование трактуется в широком смысле как институализация практик, основное внимание уделено комплексам ценностей и норм, интерпретируемым как «учебные дисциплины».
Попытка преодоления противоречий и недостатков в определении образования осуществлена В.И. Жуковым [59; 381]: «Образование
представляет собой системный процесс накопления, хранения и распространения знаний, получаемых на основе развития фундаментальной и прикладной науки, а также на базе социального опыта нации. Оно одновременно выступает интеллектуальной основой социального прогресса, инструментом национальной безопасности и устойчивого развития, составной частью культуры нации. Образование, во-первых, имеет индивидуальную сторону и передает одно из свойств личности. Во-вторых, через совокупность индивидуальных свойств образование дает представление о характере общества. В-третьих, образование - это социально-культурный феномен, то есть итог и условие развития цивилизации одновременно». Это определение для нашей работы универсально, поскольку здесь отмечены такие интересующие пас важнейшие родовые характеристики образования, как системность и непрерывность, единство процессов социализации и инкультурации личности, генетическая связь с национальной безопасностью, устойчивым развитием, культурным воспроизводством.
- Київ+380960830922