Ви є тут

Особенности становления АРТ-рынка в современных условиях: социологический анализ

Автор: 
Фатеева Надежда Андреевна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
193366
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ АРТ-РЫНКА...................................................12
1.1. Арт-рынок как особое социокультурное явление.........12
1.2. Особенности взаимодействия основных социальных субъектов арт-рынка...................................................48
ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОГО АРТ-РЫНКА 79
2.1. Воздействие новых социокультурных ценностей на становление отношений между субъектами современного арт-рынка.......79
2.2. Противоречия в системе взаимодействия основных социальных субъектов отечественного арт-рынка.....................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................135
ЛИТЕРАТУРА.................................................139
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Арт-рынок - сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную жизнь современного общества. Переход к рыночной экономике повлек за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новых отношений между создателями произведений искусства и теми, кто выступает в качестве их ценителей. Товарное обращение художественных произведений получило значительное распространение и стало объективно существующей практикой, оказывающей значительное влияние, как на развитие художественной сферы, так и на личность художника и потребителя.
Вновь по-особому возникла проблема материальной оценки того, что относится к продуктам духовной деятельности человека. Творец художественного произведения, с одной стороны, реализует свои яркие творческие способности, нередко создавая уникальное в своем роде произведение. С другой стороны, как производитель некоего продукта, он рассчитывает на определенное материальное вознаграждение. Создается особое взаимодействие между талантливым человеком, создавшим неповторимый, не тиражируемый в массовом количестве продукт, и теми людьми, которые стремятся стать его обладателями. Потребитель готов приобрести особый товар, так как он по своим эстетическим свойствам удовлетворяет его представление о том, что является искусством. Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между творцом и покупателем. С социологической точки зрения возникает специфическое социокультурное взаимодействие »между тремя социальными субъектами, характеризующееся различными представлениями о ценности уникального продукта духовного производства.
3
определяться не утилитарными свойствами товара, а теми, которые характеризуют качественно иную ступень в развитии человека как родового существа. Люди стали ценить то, что вызывает восхищение, восторг, создает переживание прекрасного, возвышенного. Возникла и стала утверждаться система ценностей, связанная со значимостью сильных чувственноэмоциональных переживаний, возникающих не при восприятии явлений природы, а при общении с тем, что создано наделенными особыми способностями людьми
Способности к таким эстетическим переживаниям, видимо, возникли у человека еще до появления товарного обмена. Однако именно рынок сформировал у отдельных индивидов и групп потребность иметь в личном пользовании то, что вызывает возвышенные переживания. Они были готовы вступить с создателем произведения искусства в определение меновой стоимости предмета творческой самореализации. При этом важнейшим условием была уникальность, неповторимость приобретаемого произведения и его способность вызывать сильные эмоции и чувства у многих людей. Наличие в личном пользовании такого предмета указывало на статус человека, возвышая его над другими людьми. Тем самым ар г-рынок с культурологической точки зрения выработал систему оценки различных произведений искусства, возможность бережного отношения к ним. передачи культурных ценностей прошлого последующим поколениям.
Арт-рынок предстает как система мероприятий по организации художественной и экономической культуры общества, опирающихся на эстетические критерии искусства и прагматику рынка. Кроме того, арт-рынок исследуется как пространство, содержащее художественные предметы в качестве знаковых сообщений, наделенных символической ценностью. Подобный подход, интерпретирующий искусство как символы реальных художественных произведений, позволяет рассматривать художественную
14
сферу как «рынок символической продукции»1. Таким образом, культурологическое понимание арт-рынка предполагает его рассмотрение как сложной системы, вырабатывающей этические и эстетические нормы и критерии, позволяющие регулировать и осуществлять художественноэкономическую практику.
Известный отечественный театровед и арт-продюсер Д.Я.Смелянский утверждает, что цивилизованный арт-рынок у нас отсутствует, а зарождающийся рынок в процессе своего становления вызывает к жизни «новые структуры и новые виды художественной деятельности»2. Его взгляды на проблемы современного художественного процесса в России отражают культурологический подход к этой проблеме.
Свой взгляд на феномен арт-рынка предложен культурологом и философом В.Бычковым в работе «Лексикон нонклассики»: «арт-рынок представляет систему механизмов воздействия по формированию различных вкусов»3. Автор рассматривает арт-рыночную деятельность как фактор, обеспечивающий влияние создателей и распространителей произведений искусства на потребителя. Подчеркивается одна важная особенность арт-рынка, заключающаяся в том, что он обеспечивает, во-первых, формирование представлений о том, что считать ценным в искусстве у тех людей, которые еще не выработали свои критерии пошгмания прекрасного. Люди, как известно, имеют индивидуальную специфику восприятия различных явлений природного и социального мира. Поэтому, как утверждает народная мудрость, «на цвет и вкус товарищей нет».
Однако у человека в процессе его социализации с раннего детства постепенно утверждается какое-то представление о прекрасном,
1 Бурдье П. Рынок символической продукции //Вопросы социологии. 1993. - № 1/2. -С. 42-64.
Смелянский Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект. Автореферат. М., ГИТИС, 2000.
3 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Под ред. В.В.Бычкова. М., Российская политическая энциклопедия. 2003. - С.41.
15