СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические принципы анализа моды как социального явления
1.1. Характеристики и место моды в структуре общественной жизни
1. 2. Мода в одежде - подсистема моды
Глава 2. Российская мода в одежде на рубеже веков
2. 1. Историко-социологический анализ развития
отечественной моды в одежде
2.2. Ориентации и установки на современную одежду различных категорий населения
2.3. Роль специального образования в развитии отечественной индустрии модной одежды
Заключение
Литература
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В последнее десятилетие в нашей стране отмечаются существенные изменения в различных сферах общественной жизни: преобразуется экономика на принципах рыночных отношений, развивается система демократических начал в управлении обществом, происходят преобразования в духовной сфере. Одним из важнейших элементов этого преобразования является существенное изменений поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся идеалы, нормы, традиции, но и таким важнейшим явлением, как мода в одежде. Веками формировалась система представлений о том, как человек должен одеваться, какие виды одежды годятся для тех или иных случаев жизни.
Изменения материально-технической основы существования общества тесно связано с образом жизни человека, с его потребностями.
Начиная со средних веков стали заметны тенденции преобразования моды. Они находились под влиянием потребности человека в изменениях, которые свойственны ему как существу, всегда стремящемуся к появлению чего-то нового в жизни. В докапиталистическом обществе эти изменения происходили крайне медленно. Когда в результате появления машин и механизмов, а затем крупного промышленного производства эти преобразования ускорились и стали доступны для всех слоев населения, появилось такое явление, как активно утверждающая себя мода в одежде, которая требовала обновления гардероба не только в связи с его физическим износом, но и моральным старением.
С XIX века началась постепенно ускоряющаяся, касающаяся всех слоев населения относительно частая смена моды в одежде. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном производстве
12
субъективные факторы, обусловливающие возможности становления и развития отечественной моды в условиях рыночной экономики страны. Тем самым определена потребность в ее развитии усилиями дизайнеров, ^социологов, социальных психологов, производственников.
Изучено мнение различных категорий потребителей модной одежды об основных требованиях, которые предъявляет человек к одежде.
Создается тем самым социологическая база для отслеживания всех этапов создания модной одежды, начиная с ее разработки, апробации на различных этапах демонстрации моделей, выпуска пробных партий, а затем налаживания выпуска отдельных серий.
Материалы работы были одобрены Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении таких курсов, как «Социология молодежи», «Социальные технологии», «Отечественный дизайн в одежде», «Концепции моды», а также в работе центров моды, текстильных и швейных предприятий страны.
Апробация работы
Содержание диссертации отражено в выступлениях и публикациях автора на конференциях: «Архитектурно-художественное образование: проблемы и перспективы» - Новосибирск, 1995 г.; «Архитектура и рынок» - Екатеринбург, 1996 г.; «Феномен моды в контексте культуры XX века» - Екатеринбург, 1999 г.; «Шаг в будущее» - Снежинск, 1999 г.; «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» - Москва, 2000 г.
Диссертация обсуждалась на кафедре прикладной социологии в Уральском государственном университете им. А. М. Горького.
13
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА МОДЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕСТО МОДЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, связанных с модой в одежде, необходимо понять, что собой представляет мода в целом как особое социальное явление. Эта область деятельности человека довольно активно изучалась различными исследователями. Наша роль сводится к выявлению новых подходов к пониманию сущности моды, особенности ее формирования и развития на рубеже веков, в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса, а также обобщению известных материалов о моде.
Понятие «мода» употребляли с незапамятных времен: историки писали о расцвете моды в императорском Риме, при буржуазном дворе XV в., в кругах европейской знати XVIII в. и т. д. Однако там речь шла о незначительных «островках изменчивости в море неподвижности», которые касались очень узких явлений культуры, социального поведения и социальных слоев (знати), считает А. Б. Гофман, полагая, что это были «зачаточные формы, эмбрионы того явления, которое в последствии развилось в то, что мы сегодня называем модой» [18, с. 21].
Мода, как мы ее понимаем сегодня, существовала не всегда и не везде: она представляет собой продукт исторического развития. Первые ростки моды проявились в средние века. В XVIII веке мода стала влиять на поведение узких кругов знати. В социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в XIX веке под влиянием промышленной революции, технических нововведений, урбанизации и т. д. Начиная с этого времени существует система моды в социальной системе. В XX веке мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально развитых и в
- Київ+380960830922