Ви є тут

Полихроматические феномены в духовной жизни общества

Автор: 
Коровина Снежана Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269919
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ...............................................3
I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
11
••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••■•••••••••••а«
1.1. Происхождение и сущность полихроматических феноменов.11
1.2. Эволюция полихроматических феноменов в духовной истории человечества ............................................58
II. ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ МИРА............................................101
П.1. Творчество как основа хромолстеттацни культуры......101
Н.2. Развитие творческих способностей человека как результат хромоэстетизации окружающей среды и внутреннего мира личности 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................... 222
Введение
Актуальность темы исследования. Физическое устройство мира и человеческого глаза таковы, что мир воспринимается человеком как многокрасочный. Многоцветье явлений природы находит отражение в сознании и помогает человеку ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ее изменениям. Однако человек - существо творческое, он преобразует природу, очеловечивает ее. непрерывно расширяет пространство культуры. В этом своем историческом созидании он активно, наряду с другими средствами, использует всю палитру красок, для того чтобы отобразить в продуктах своей деятельности всю гамму своих чувств и переживаний, придать им такую форму, чтобы они нашли живой отклик у другого человека, вошли в ткань культуры, стали ее элементом, качеством, свойством.
Поскольку для социологии культуры важно различать естественные (природные) цветовые явления от цветовых явлений, создаваемых человеком, постольку нами вводится в научный обиход понятие полихроматические феномены (ПХФ). Именно для обозначения искусственно создаваемых цветовых эффектов вообще используется данный термин в настоящей диссертации.
Происходящие революционные изменения в человеческой деятельности, усложнение отношения человека к миру, рост значения эстетических факторов в его жизнедеятельности делают необходимым переосмысление отношения науки к полихроматическим феноменам, как воплощениям в образах, знаках, символах, абстракциях чувственной силы и нюансов межиндивидуального взаимодействия и социального общения, выражаемых в визуально-цветовой форме.
ПХФ выполняют в современном обществе системообразующую, связующую роль. Творчески-созидательная жизнедеятельность человека является основой эстетической полихроматизции социальной объективной реальности. Эта жизнедеятельность воплощается во многих способах применения полихроматических феноменов в различных областях
3
красный, синий, желтый, 5) весьма важную роль для детей играет эффект новизны.
Когда они вступают в возраст полового созревания, их больше влечет меланхолический голубой цвет. Молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в своем большинстве предпочитаю! красный цвет. По мнению Гете, женская молодежь держится розового и юл убого.
Данные многих авторов (Е.-Л. Райх, М. Циммерманн, Л. Шварц, Е Пономарева) подтвердили, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом. Однако это происходит не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от теплых к холодным цветам и более сложным приглушенным оттенкам, меняется и принцип построения цветовой пары, дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, старшего - нюансного сочетания цветов в паре. С возрастом любимыми становятся серо-теиевые и пастельные тона. И вот эта индивидуальная субъективная оценка цвета также должна учитываться при цветовом оформлении помещений, рассчитанных на людей разного возраста, при проектировании вещей бытовою назначения, при изготовлении игрушек и т. д.
Во взрослом состоянии любимые цвета меняются несколько раз. 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно.
В старшем возрасте большинство предпочитает пастельные тона. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона. Они чаще отдают предпочтение синему (стремление к покою) и отвергают, прежде всего, желтый (озабоченность). По Гете, в старости предпочитают лиловый и темно-зеленый.
Извесгно, что есть мужчины и женшины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано производят впечатление стариков, которые утратили свою свежесть и непринужденность. В цветовом тесте они
22
отклоняют активные цвета, красный и желтый, и предпочитают серый, коричневый, темно-зеленый. Эти подавленные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми также и в тех случаях, когда их произвольная жизненная сила тормозится разочарованностью, невротическими нарушениями или ослабляющей болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: "Конечно, физически за молодыми я угнаться не могу-, но чувствую себя как 35-летний".
Таким образом, в течение жизни мы нередко меняем свои цветовые пристрастия, потому что наш "внутренний" цвет изменяется, потому что изменяется наше отношение к окру жающей полихроматической социосреде, в) воздействие полихроматизмов в зависимости от уровня культуры Гете утверждал, что у образованных людей есть некоторое отвращение к цветам - женщины предпочитают белое, мужчины - черное. Дикари, некультурные народы, по его мнению, имеют большую склонность к цвету в его высшей яркости - желтый и красный. У них есть склонность к пестрому, когда краски сочетаются без гармонического равновесия.
Таким образом, психологические предпосылки признают за полихроматическими феноменами самостоятельную активную роль, способность вызывать ассоциации и эмоционально окрашивать ощущения. Никакие исследования не смогут предсказать реакцию двух разных людей на какой-то оттенок.
3. Социально-культурные предпосылки полихроматических феноменов Полихроматические феномены, вызванные социальной необходимостью, как и язык, возникли стихийно и сегодня являются еще одним ключом к пониманию времени, событий и явлений: будь то гамма великого произведения искусства или одежда человека, флаг государства или эмблема фирмы. Полихроматические феномены становятся все более важными в
23