2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................. 3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.................................................. 16
1.1. Формирование новой образовательной парадигмы: социокультурная обусловленность............. 16
1.2. Доступ к образованию в системе многоуровневого непрерывного образования ....................... 32
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИСТЕМ МНОГОУРОВНЕВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................................... 47
2.1. Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования..................... 47
2.2. Формы организации многоуровневой системы высшего профессионального образования........... 62
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРА-ЗОВНИЯ.................................................. 78
3.1. Обновление социальных ориентиров и гуманизация структур непрерывного образования............... 78
3.2. Социокультурные детерминанты становления системы управления многоуровневым непрерывным образованием.................................... 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................. 112
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 119
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................. 139
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность проблемы. В системе социальных институтов современного общества образование занимает одно из ведущих мест. На рубеже столетий пришло четкое осознание важности образования, качество которого в значительной мере определяет темпы технологического, экономического и политического пршресса, состояние духовности и культуры в обществе и, наконец, социальное благополучие человека. Система образования охватывает деятельность социальных институтов, осуществляющих социализацию и подготовку молодежи к жизни на основе знаний и парадигм мышления, получаемых в дошкольных и школьных учреждениях, а также в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Значение образования в жизни каждого человека возрастает, и оно не может ограничиваться только периодом обучения.
Настоятельная потребность в повышении уровня знаний в течение всей жизни человека привела к возникновению идеи создания многоуровневой образовательной системы: многоуровневой по структуре организации процесса и непрерывной по сути и содержанию. Реализация этой идеи сопровождается поиском новых форм и методов обучения, способствующих правильному формированию научного мировоззрения, более глубокому пониманию происходящих экономических, социальных и политических изменений.
Концеплуальные подходы к феномену непрерывности образования формировались в 60 - 70 гг. XX столетия, хотя практическое развитие подобной образовательной практики исследователи связывают с промышленной революцией XIX в., когда в условиях динамичных изменений науки и производства возникла потребность в различных формах продолжения обучения.
В 1965 г. на форуме ЮНЕСКО один из крупнейших теоретиков непрерывного образования П.Ленгранд представил впервые сформулированную
13
экономического кризиса, возрождения духовной культуры, обеспечения социальной и профессиональной мобильности личности, предоставления всем фа-жданам равных образовательных возможностей. Новые ориентиры в развитии структур непрерывного образования основываются на соблюдении принципов гуманитаризации, что способствует достижению цели формирования специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными интересами.
6. Создание многоуровневой системы непрерывного образования на основе интефации образовательных учреждений позволяет преодолевать деформации в отношении отдельных уровней системы образования, размещении сети образовательных учреждений, вызванные ведомственной организацией, устранять социальные диспропорции между структурой подготовки кадров и спросом на специалистов на рынке труда. Наиболее эффективное управление в сфере образования возможно при соблюдении следующих основных принципов: обоснованности, адекватного финансирования за счет' бюджетных средств, учета региональных особенностей.
Стратегии в управлении системой многоуровневого непрерывного образования можно разделить на частичные и системные, которые базируются на идее целостности развития образовательной системы и ориентированы на реализацию особой иерархической структуры диагностируемых и контролируемых целей, принципы опережающего социального управления.
Теоретико-методологической основой исследования стал современный полипарадигматьный подход, в котором сочетаются основы социокультурного и социоструктурного анализа генезиса многоуровневых образовательных комплексов, принципы системного анализа, социального детерминизма, институциональные подходы, основные положения теории социокультурного взаимодействия и социальных аспектов концепции непрерывного образования.
Практическая значимость исследования определяется акту альностью
14
вопросов становления и функционирования многоуровневых образовательных комплексов в современном российском обществе. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности по формированию и совершенствованию стратегий управления многоуровневыми образовательными структурами.
Апробация работ ы. Основные положения и выводы диссертационною исследования докладывались и обсуждались на двух региональных и трех межвузовских научных конференциях (1997-2000 гг.), опубликованы в четырех научных работах.
Принципы, выявленные в процессе проведения диссертационного исследования, внедрены в практике формирования многоуровневого образовательною комплекса на базе Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.
Структура диссертации включает: введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы из 198 источников.
- Київ+380960830922