Ви є тут

Ресоциализация осужденных в пенитенциарном учреждении в условиях современной России

Автор: 
Тумаров Константин Сергеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305542
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ..............................13
1.1. Пенитенциарное учреждение как социокультурная среда ресоциализации осужденных.............................................13
1.2. Ресоциализация осужденных в местах лишения свободы..56
1.3. Социокультурная характеристика личности осужденного.79
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ................................................102
2.1. Основные факторы ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях...........................................102
2.2. Система ценностей осужденных как результат их ресоциализации 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................146
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................150
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная российская пенитенциарная система и весь комплекс, связанный с исполнением правосудия и ресоциализацисй осужденных, переживают кризис, о чем свидетельствует нарастание коллективных протестных акций заключенных, значительная часть из которых проходила в ненасильственной форме. Смена социально-экономических и политико-правовых ориентиров российского общества, формирование правового государства и гражданского общества определили необходимость изменения форм, методов и основного содержания уголовноисправительной работы с осужденными. Отбывание наказания осужденными в условиях пенитенциарного учреждения является одним из тех факторов, который оказывает влияние на их последующую жизнь во всех ее проявлениях.
Востребованность исследования проблем ресоциализации осужденных возрастает в связи с началом реформирования российской пенитенциарной системы, приоритетным направлением которой является применение к содержанию заключенных международных стандартов, призванных обеспечить успешную адаптацию осужденных к условиям изоляции, а также сформировать модели поведения, необходимые для успешного вхождения в социум после их освобождения. В этой ситуации возникают эмоциональнопсихологические, организационно-технические, коммуникативнокультурные, нормативно-правовые проблемы, которые требуют неотложного разрешения.
Актуальность данного исследования обусловлено противоречивостью трактовки ресоциализации. С одной стороны, принято считать, что осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, разрушающий нравственные основы личности и носящий необратимый характер: в дальнейшем невозможно восстановить утраченные ценности, нормы и социальные роли. Существует также точка зрения, согласно которой в пенитенциарном учреждении осуществляется ресоциализация, в той или иной степени изменяющая установки осужденных, цели, нормы и ценности жизни.
3
и микро - ) условий его жизни и социального (ролевого) поведения; среда его меняющихся интересов; его случайные и глубинные взаимодействия с другими людьми; конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума».
Л. И. Михайлова обращает внимание на то, что в широком смысле слова понятием «социокультурный» называют весь тот мир, который создан человеком. В данном случае автор практически отождествляет понятия «культурный» и «социокультурный», поскольку культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на определенной ступени своего развития1. Л. З.Немировская считает, что социокультурный - значит обусловленный культурой и обществом2. Д. А. Силичев употребляет понятие социокультурный в значении слова «приобретенный»3. Он рассматривает проблему соотношения природного и культурного применительно к человеку как проблему соотношения в нем врожденного, биологически передающегося по наследству, и приобретенного, т. е. социокультурного, возникающего благодаря воспитанию. Профессор А. П. Валицкая пишет: «Социокультурный - имеющий отношение к системе социальных отношений, культуре, объемлющей социум, определяющий уровень духовности, качества хозяйства, образ жизни людей»4.
Таким образом, мы видим, что все приведенные выше точки зрения по проблеме социокультурной среды многообразны. Их анализ позволяет сделать следующий вывод - понятие «социокультурный» предполагает: во-первых, иную модальность в отношении культуры, выявление социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего, с экономикой, политикой, социальными отношениями; во-вторых, социокультурный подход к анализу явлений не ограничивается собственно духовными явлениями и тем более проблемами художественной культуры, а охватывает все сферы жизнедеятельности общества, в том
1 Маликов Б. 3., Пленкин Ю. В. Изоляция осужденных к лишению свободы: проблемы правового выражения и реализации. - Самара: Издательство Самарского юридического института ФСИН России, 2005. - 537 с.
2 Лелюх В. Ф. Российская уголовно-исполнительная система: социальные проблемы реформирования. - Кемерово. 2005. - 270 с.
3 Реймер А. А. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. - 637 с.
4 Брасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 304 - 331;
15
числе образование, семью, реформирование общественной жизни, религию и мн. др.; в-третьих, более широком рассмотрение культуры, соотношение духовных факторов, т. е. норм, ценностей, смыслов и идей с социальной регуляцией в разных культурно-исторических типах1.
Таким образом, социокультурная среда - многофункциональна, много-фактарна, охватывает не только профессиональное или бытовое, информационное или образовательное пространство, но пронизывает и всю жизнедеятельность личности, формирует определенный образ жизни.
Вместе с тем социокультурная среда не является простым объединением (сложением) двух сред - культурной и социальной, однако сам термин «социокультурная среда» предполагает два аспекта, в контексте которых мы рассматриваем личностное становление: социальный и культурный, которые оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности2.
Пели экстраполировать все вышесказанное на социокультурную среду мест лишения свободы, то это будет означать выявление в ней прежде всего социального значения культурных явлений конкретного исправительного учреждения. В этой связи небезынтересным будет привести мнение Л. И. Михайловой3, которая, выделяя зри уровня социализации личности, отмечает, что на каждом из них социокультурная среда имеет свои характеристики.
Так, первый уровень социализации охватывает общество в целом, а социокультурная среда включает в себя общественно значимые знания, ценности, накопленные человечеством, культурно-исторический опыт, шедевры мировой культуры, воплощенные в материальных предметах и определяющие духовный мир человека.
Второй уровень отражает жизненные условия, которые непосредственно связаны с ближайшим окружением человека. Эта среда непосредственно воздействует на личность. Данную среду характеризуют национально-этнические и региональные особенности, семейные традиции, оказывающие влияние, на ценностные ориентации, нормы, привычки, стиль поведения и образ жизни.
1 Смагин Б. И. Социокультурная городская среда и развитие личности / Отв. ред. П. А. Подболов. - СПб. Аспект, 1992. -354 с.
2 Унарова, С. Н. Современная социокультурная среда как психологический фактор развития ценностных ориентаций личности: Дис...канд. психол. наук. - Москва, 2003. - С. 47-49.
3 Михайлова Л. И.Социология культуры. - М.: Дашков и К, 2008.-232 с.
16