Ви є тут

Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса

Автор: 
Василенко Наталья Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193479
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы анализа 14
социализации в кризисном обществе
1.1. Макросоциальные условия социализации по норма- 14 тивному типу
1.2. Кризисность социетальности российского общества 30 как фактор социализации
Глава II. Кризисная социализации молодежи в теорегичс- 44
ском дискурсе
2.1. Интерпретация кризисности социализации молодежи в 44 стабильно функционирующем обществе
2.2. Интерпретация социальных позиций молодежи в уело- 68 виях социальной аномии
Глава III. Молодежь как субъект кризисной социализации: 87
межпоколенческое дистанцирование и культурные смыслы
3.1. Самоидентификация субъекта в культуре: индикаторы 90 качественного анализа
3.2. Рок-текст западной молодежной субкультуры: актив- 98 ность как доминанта социальной рефлексии
3.3. Рок-текст российской молодежной субкультуры: реф- 111 лексия как саморазрушающая пассивность
Заключение................................................... 122
Список литературы............................................ 126
2
Введение
Актуальность темы. Нынешнее состояние российского социума определяется кардинальными реформами, которые направлены на преобразование социальной системы в целом. Их реализация не просто трансформирует институты экономической и политической подсистем общества, но переопределяет базовые ценности российского общества, вводит в ценностную (социетальную) подсистему общества принципиально иные установки, которые задают кардинально иные смыслы жизненной деятельности людей. Крупный социолог XX в. Т. Парсонс, разработавший теорию функционирования социальных систем, показал системообразующую роль в них ценностей. Подчеркивая эту роль, он ввел специальное понятие - «социетапьное сообщество», которое формируется благодаря тому, что члены общества поддерживают и передают через поколения определенные ценности. Этот аспект функционирования характерен для любой социальной системы и обеспечивает ее самосохранение: «Ядром общества как разновидности социальной системы является ... его интегративная подсистема, которая ... обеспечивает или не обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта интегративная подсистема будет называться социетальным сообществом»1..
Системные реформы, которые определяют изменение принципов функционирования экономических, социальных и политических институтов, приводят к трансформации социальных норм,, регулировавших жизнедеятельность в прошлом стабильного социума. Следствием данных процессов становится существенное ослабление ранее общепризнанных ценностей и нормативных стандартов поведения. Это состояние общества в социологической теории определяется понятием аномии2. Российские реформы 90-х г., которые декларировали отказ от базовых ценностных оснований совегского общества, вызвали состояние аномии. В настоящее время вступает в период социальной зрелости поколение постсоветского общества, первичная
1 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 23.
: Впервые данное понятие было введено Э. Дюркгеймом.
манифестирование собственного видения оптимального устройства социума, в то время как кризис социетальной сферы формирует у российской молодёжи в качестве доминирующего состояния ощущение одиночества, невостребованности обществом, непонимания происходящего, перманентной агрессивности (желание борьбы) наряду с ощущением бессилия, невозможности победить.
Практическая значимость работы определяется потребностью анализа* сложившейся в российском обществе кризисной ситуации в области социализации «постсоветского» поколения молодежи.
Теоретическое значение работы состоит в. дальнейшей разработке и-конкретизации ряда ключевых категорий социологии культуры. В частности, результаты исследования позволяют углубить теоретические знания о процессе социализации, выделив его специфику в условиях кризисности социальной системы. Достигнутый результат позволяет обосновать комплекс мер по воссозданию- и корректировке воспитательных задач, актуальных для современных институтов социализации молодежи.
Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке лекционных курсов в высшей школе: «Социология молодежи», «Социология семьи», «Социология культуры». Их чтение ориентировано на подготовку специалистов по квалификации «Социальная работа», «Специалист по работе с молодежью», «Социальный педагог».
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях разного уровня: межвузовской научно-практической конференции «Россия на- пути к правовому государству» (Краснодар, 13 мая 2002 г.); всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества» (Ставрополь, 21-22 мая 2003 г.).
По теме диссертации было опубликовано 5 научных статей общим объемом около 2,5 п.л. Одна из работ была также размещена на сайте
*
«Лаборатории этноконфликтолопш» Ставропольского государственного университета по адресу: http: // ethnos.stavsu.ru
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включая 7 параграфов), заключения и списка литературы. Объем текста диссертации - 136 машинописных страниц.

*
13