Ви є тут

Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях : Региональный аспект

Автор: 
Быканова Наталья Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275536
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания
исследования экологической культуры..............
1.1 Сущность, функции и структура экологической культуры..............................................
1.2 Экологическое сознание как основание экологической культуры................................
Глава 2. Формирование экологической культуры в
современной социокультурной ситуации..............
2.1 Состояние экологической культуры в современных условиях..............................................
2.2 Экологическое поведение. Типы экологического
поведения жителей города
Курска............................................
23 Формирование экологической культуры как
целенаправленный процесс..........................
Заключение ....................................................
сЗ
С.11
С.11
с.25
с.56
с.56
с.88
с.111
с.138
Литература
с.148
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой, характерной для конца XX - начала XXI века, когда хозяйственнопреобразовательная деятельность человечества по масштабам и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и фактически поставила земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В последние десятилетия воздействие производственной, культурной, информационной, коммуникативной и других видов деятельности общества на природное окружение достигло планетарных масштабов. Углубляющееся разрушение планеты стало основой эволюции. Соответственным образом возросло и «сопротивление» природы, которое выражается в признаках экологического кризиса, угрозе истощения невозобновляемых природных ресурсов, демографической, энергетической и продовольственной проблемах. И если раньше «сопротивление» природы создавало лишь частные научно-технические или локальные географические кризисные и тупиковые ситуации, то теперь оно воздействует на жителей планеты в целом, заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку во взаимоотношениях человечества с природой, изыскивать наиболее рациональные пути и формы отношений с природой.
Общество не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Представления о прогрессе большинства людей преимущественно опираются на данные экономических наук, а не на данные науки в целом. Спад производства, рост цен, безработица и другие типичные для крупных промышленных центров проблемы делают опасные для жизни человека последствия не столь заметными. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями
Большинство исследователей полагают, что экологическая культура -сложное понятие, включающее в себя оба аспекта: ценности и деятельность.
С.Н. Глазачев определяет экологическую культуру как «совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура становится социокультурным феноменом, обладающим своей структурой, языками (наука, искусство, религия); специфическим пространством - временем» [29; 11].
Е.В. Асафова в своем определении экологической культуры также соединяет ценностный и деятельностный подходы: «Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Экологическая культура - это обобщенная характеристика личностных качеств, которая отражает процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагает неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей и взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек»» [3]. Обратим внимание на то, что автор данного определения считает экологическую культуру не отдельным самостоятельным видом культуры, а своеобразным се «срезом», «качеством», «обобщенной характеристикой» общей культуры личности. Это мнение разделяется и нами. В настоящем исследовании мы будем понимать экологическую культуру как особое качество общей культуры не только личности, но и общества в целом.
Достаточно часто понятие экологической культуры связывают с категорией «повседневная жизнь», которая, как нам кажется, также напрямую соотносится с категориями «ценности» и «деятельность». Например, в определениях С.В. Павлова, В.Н. Майстренко, Н.К. Курамслиной экологическая культура определяется как усвоение основ
современной экологии, природопользования и отношения к природе, которыми необходимо постоянно руководствоваться в повседневной жизни -на работе, в быту, во взаимоотношениях с людьми [112; 149]. Однако по справедливому замечанию В.В. Бахарева, категория «повседневная жизнь» является более широким понятием, отражающим наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения (в данном случае в системе «общество-природа»), чем только работа, быт, взаимоотношения с людьми.
Таким образом, исследователи считают, что экологическая культура -это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды и систему научных понятий по проблемам экологии. Анализируя представленные выше определения, которые, по нашему мнению, не имеют существенных расхождений, мы приходим к выводу, что экологическая культура как одно из проявлений культуры вообще, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. Но, мы согласны с В.А. Кобылянским, что здесь речь должна идти не о всяких отношениях, а о тех и в той мере, в какой представлено «позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы» [54;44]. В этом смысле все рассмотренные определения экологической культуры рассматривают ее как специфический способ оптимизации деятельности людей, имеющий целыо гармонизацию отношений человека, общества с природой.
В этой связи наиболее полным, на наш взгляд, является определение экологической культуры, предлагаемое Э.В. Гирусовым. Давая свое определение экологической культуры, исследователь синтезирует оба представленных выше подхода. По его мнению, экологическая культура -это «совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также