Ви є тут

Профессиональная компетентность педагога : Социологический анализ

Автор: 
Исламгалиев Эльфер Галиаскарович
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
176
Артикул:
193597
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
Глава I. Профессиональная компетентность педагога как
предмет социологического исследования........................ 13
§ 1. Компетентность личности............................. 13
§ 2. Профессионализм личности............................ 19
§ 3. Профессиональная компетентность педагога.............29
§ 4. Методы изучения профессиональной компетентности..... 45
Глава II. Формирование профессиональной компетентности педагога.................................................... 64
§ 1. Выявление уровней профессиональной компетентности
педагогов.................................................64
§ 2. Социальные факторы, влияющие на развитие
профессиональной компетентности педагога.................. 108
§ 3. Организация эксперимента по формированию профессиональной компетентности педагога в условиях общеобразовательной школы и его результаты............. 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 148
БИБЛИОГРАФИЯ................................................. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Активное развитие рыночных отношений вносит существенные коррективы в социальные, экономические и управленческие процессы. Они влияют и на систему образования, на современную парадигму образования, предъявляя качественно новые требования к эффективному использованию основного трудового ресурса образовательных учреждений - педагогов
В современной школе педагог чаще выступает как преподаватель конкретного предмета, но все более значимыми становятся и его социокультурные функции. Инновационный характер образования, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества подготовки выпускников изменили требования к педагогу, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Не случайно - в русле ориентации на профессиональное и культурное совершенствование личности, повышение ее социальной мобильности - проблема профессиональной компетентности педагога сегодня находится в центре внимания общественности, Важным фактором изменения отношения педагогов к повышению своей профессиональной компетентности выступают социально-экономические реформы в обществе и растущая коммерциализация образования, сферы образовательных услуг.
При разработке современной образовательной политики важно -увидеть за нынешним кризисом образования трудный переход от традиционного отношения педагога к своей квалификации к современному уровню профессиональной компетентности, предъявляемого рыночной экономикой. Необходим переход от понимания компетентности и профессионального роста как информационного насыщения и обновления к личностно-ориентированному подходу с акцентом на все более полной самореализации личности педагога.
Трансформация общества и системы образования порождает ряд конкретных противоречий профессиональной деятельности педагогов,
16
• Функциональная (специальная) компетентность
характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
• Интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, умении овладевать приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности, распознания и классификации проблем, разработки вариантов их решения и реализации.
• Ситуативная (ситуационная) компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией; складывается из требований, вытекающих из разных ситуаций.
• Социальная компетентность предполагает наличие коммуникативных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять и добиваться своего, владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.
В трактовке компетентности проявляется её отождествление с получившим распространение стереотипом «профессионала», интересующего лишь практической целесообразностью и абстрагирующегося от социально-нравственных аспектов своей деятельности. Но подлинная компетентность не укладывается в ограниченные рамки узко понимаемого профессионализма. Она находит свое выражение в оптимальной интеграции личности с обществом, практической реализации ее профессионального и культурного потенциала.
Названные виды компетентности означают но сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении,
17
становлении личности профессионала, его индивидуальности. Они могут не совпадать в одном человеке, который может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, осуществлять задачи своего развития. Соответственно, у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную [84].
Представляет интерес и разграничение разных уровней компетентности. Так, при аттестации педагогических работников можно выделить такие уровни компетентности:
Первый уровень - минимальная компетентность работника допрофессионального уровня.
Второй уровень - низкая компетентность, основанная на фрагментарных профессиональных знаниях, умениях, навыках.
Третий уровень - стандартная компетентность, в основе которой определенный уровень легитимного начального, среднего, высшего профессионального образования, набор универсальных навыков и умений.
Четвертый уровень -повышенная компетентность, определяемая не только системными профессиональными знаниями, умениями, профессиональным опытом, но и некоторыми личностными способностями, свойствами характера, ресурсами интеллекта, воли и. т.д.
Пятый уровень - уникальная компетентность, профессиональноэлитарного типа, обусловливается высоким уровнем профессиональной культуры, основанной на системных, глубоких знаниях, уникальных навыках и умениях.
Компетентность специалиста обеспечивается и тем, какие границы своей осведомленности он стремится установить. Границы компетентности могут быть очерчены кругом специальных вопросов, определяющих широту осведомленности специалиста, его компетентность:
• в отношении своих рабочих функций и рабочего места;
• в своей профессиональной сфере, понимаемой в широком смысле;