Ви є тут

Социологическая концепция формирования личности XXI века

Автор: 
Кононова Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193767
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ XXI ВЕКА СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
9
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Систематизация концептуальных принципов процесса формирования личности 15
1.2. Гендер: история, теория и методы исследования 53
1.3. Становление личности на различных этапах социальноисторического развития общества 99
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
2.1. Социализация личности: содержание, факторы, этапы 133
2.2. Гендерная специфика ролевых функций формирования личности 204
ГЛАВА III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ И МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
3.1. Концептуальные принципы формирования личности XXI
века и механизмы их реализации 237
3.2. Гендерный подход к типологизации личности 305
Заключение 332
Библиография 336
Приложение 366
*
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый этап исторического развития общества детерминирует нормативно-ценностную модель личности, в которой аккумулируются социально значимые черты. Постиндустриальная информационная цивилизация на современном этапе предъявляет особые требования к личности. Новые технологии не только определяют развитие промышленности, благосостояния, научно-технического прогресса, но и представляют большую угрозу для человечества, перед которым стоит выбор: быть или не быть. Это касается самых разных сторон жизни, поскольку глобализация порождает взаимодействие и взаимообусловленность всех социальных процессов.
Условием сохранения цивилизации в XXI веке является формирование личности нового типа, которой свойственны высокая духовная культура, творчество и гуманизм, стремление к взаимному согласию, мирному разрешению социальных и политических конфликтов, понимание своей неразрывной связи с окружающей средой, осознание универсальности нравственных и эстетических ценностей, принципов холизма, ненасилия и толерантности.
Практика развития многих стран свидетельствует, что тип личности, актуальный для современного этапа, не сформировался. Так, в России имеются многочисленные факты коррупции во власти, трактуемой и используемой в качестве источника обогащения, а богатства - как орудия и средства реализации амбиций, насилия и угнетения. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к разительному социальному расслоению, резкому падению жизненного уровня населения. Кризисные явления в российском обществе обусловили рост агрессивности, преступности, наркомании, алкоголизма, проституции,
идентификация как осознание своей принадлежности к данной общности; ролевая идентификация - принятие общественно заданных функций и групповых требований, отвечающих интересам и потребностям субъекта. Выступая как субъект социальных отношений, личность рассматривается социологией через понятия: «самосознание» [осознание личностью своей самобытности в обществе], нормативное сознание и система ценностных ориентации личности. Социологический анализ выделяет в личности именно социально-типическое как целостность необходимых функций, качеств, знаний, ценностных ориентации и социальных установок. Таким образом, социология изучает человека не просто в его социальном качестве, то есть как личность, что сближает ее с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т.д. [211]. Целесообразной представляется трактовка термина "личность" как качества, взятого в отношении к обществу. Совокупность, в результате деятельности человека, интегрированных в нем черт, и есть свидетельство его личностного статуса. Можно вести речь о том, что социальная структура личности складывается из следующих компонентов: места человека в системе общественных отношений, социальных ролей, потребностей, ценностей, интересов. Наиболее общей структурой личности выступает синтез крупных «блоков», подструктур, образованных в результате интеграции основных характеристик человека. Разделение различных направлений в интерпретации проблем становления и развития личности является весьма условным. Во многом исследования философов, социальных психологов и социологов в отношении
личностной структуры схожи, что наглядно отражено в таблице 1 и, например, в теории самоактуализирующихся личностей А. Маслоу.
Весьма эвристичной можно считать теорию «самоактуализирующихся людей» Абрахама Маслоу [238].
Самоактуализацию он определял как полное использование талантов, способностей и возможностей, выделяя такие характерные черты самоактуализирующихся личностей как более эффективное восприятие реальности, спонтанность, простота, ответственность, сосредоточенность на проблеме, независимость; автономия;
независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия, демократическая структура характера; глубокие межличностные отношения; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; творческая активность. Данная теория описывает мотивацию человека в терминах иерархии потребностей: 1)
физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация. Теория А. Маслоу [238] отражает приверженность положениям свободы, рациональности, холизма, изменяемости, субъективности, гетеростаза, непознаваемости. (Диссертанту представляется более корректным термин самореализация, этот термин используется далее).
Таблица 1
Теория самоактуализирующихся личностей А. Маслоу
Врожденные качества (внутренние) Качества личности как объекта воздействия общества Качества личности как субъекта деятельности
инстинкты сознание творчество
рефлексы самосознание преобразование
потребности ценности самоактуализация
способности интересы