Ви є тут

Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных условиях

Автор: 
Попов Александр Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
130
Артикул:
193415
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава I. Духовная жизнь: её сущность и структура....................12
1.1. Теоретико-методологические основы исследования духовной жизни
общества............................................................12
1.2. Пожилой человек как субъект духовной жизни общества............35
Глава 2. Специфика духовной жизни пожилых людей в социокультурных условиях российского общества.......................................56
2.1. Особенности протекания духовной жизни пожилых людей в современных условиях................................................56
2.2. Роль пожилых людей в духовной жизни общества...................87
Заключение.........................................................108
Список использованной литературы...................................111
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшим состоянием человеческого бытия является духовная жизнь общества. Она отражает разнообразие традиций, ценностей, знаний, потребностей, стремлений людей, накопленных за весь период их существования. Духовная жизнь всегда играла особую роль в российском обществе, поэтому её воспроизводство в новых социокультурных условиях становится одной из первоочередных задач дальнейшего общественного развития.
В современном обществе, отличающемся динамичными изменениями, происходит стремительный процесс деконструкции социального опыта предшествующих поколений. Хранитель социокультурных образов, пожилой человек во все времена выступал транслятором культуры новым поколениям, преобразователем социального опыта на основе накопленного потенциала и тем самым вносил свой вклад в развитие общества. Новое всегда выступало как переосмысление старого, либо в форме отрицания, либо в форме преобразования. Молодежь чаще отвергает традиционный опыт, чем усваивает его. Формируется особый тип префигуративного сознания. В условиях префигуративной культуры возникают изменения в возможностях реализации духовной жизни пожилых людей.
Эти изменения связаны с объективным по своей сути процессом эволюции общественных отношений. В современных условиях он приобретает уникальную специфику, обусловленную радикальной трансформацией социальной структуры общества, вызванной политическими, идеологическими, экономическими, культурными реформами. Одни институты вытесняются другими, на месте традиционных институциональных механизмов возникают современные; культурный плюрализм опирается на различные, часто противоречащие друг другу смыслы и значения. Одной из отличительных характеристик современной
11
Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск» (2007), который входит в перечень рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета.
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
12
ГЛАВА 1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ЕЁ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1. Теоретико-методологические основы исследования духовной
жизни общества
Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Не вызывает сомнения тот факт, что духовная жизнь разворачивается в обществе - в социальных отношениях людей. Быть участником духовной жизни общества - участь каждого человека. Каждый индивид воспринимает и реализует её по-разному.
Трансформации в развитии социокультурного процесса не могут исключить человека из социального бытия, не могут отменить его участия в духовной жизни. А потому ценность человека может на разных исторических этапах становиться большей или меньшей, но объективно она непреходяща.
Человек, неизбежно включенный в социальное взаимодействие с себе подобными, создает вокруг себя социальное пространство и наполняет его смысловым содержанием. Поэтому истоки зарождения духовной жизни следует искать в его социальности, которая формировалась в борьбе за существование, соперничестве личного и общественного. Именно эта борьба рождает понятия морального добра, зла, справедливости, отношения к этим категориям и самому себе.
Исторически духовная жизнь общества и человека связаны с его нравственной, религиозной, эстетической деятельностью. Переход от чувственно-эмоционального восприятия мира к рациональному породил новую форму духовного освоения мира - философию, как абстрактнотеоретическое конструирование реальности.
Античные идеи космогонии, совершенства космического целого заставляли человека искать причины красоты, гармонии и порядка. Вопрос о