Ви є тут

Образование как историко-социологическая проблема : На материалах классического этапа социологии

Автор: 
Костина Татьяна Валентиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273961
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
Глава 1. Методологические основания изучения классического социологического наследия в области образования...................16
Глава 2. Проблемы образования как предмет историко-социологического анализа и его современное значение...............54
2.1. Идеи образования в ранней западной классической социологии........................................................54
2.2. Актуальные проблемы образования в поздней западной классической социологии........................................................89
2.3. Проблемы образования в российской социологической мысли конца XIX - начала XX века.............................................125
Заключение.......................................................152
Библиография.....................................................159
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Приближение человечества к
г
глобальному информационному обществу ставит перед учеными новые исследовательские задачи, одной из которых является анализ концептуальных построений мыслителей прошлого с точки зрения выявления их значимости для создания моделей, объясняющих современное общество, а также его возможные трансформации. Одним из важнейших социальных процессов, происходящих в обществе, по мнению представителей современной социологической теории, является кардинальное изменение значимости образования.
Не только признанные лидеры социологической науки, но и виднейшие представители современной экономической, философской, управленческой мысли единодушны в том, что в условиях позднего индустриализма и насту-* лающей эры постиндустриального общества важнейшей сферой социума,
от эффективности функционирования которой зависит успешность деятельности в других областях социальной жизни, выступает образование. Оно может быть рассмотрено как: система деятельности, осуществляемая множеством социальных групп; комплекс социальных институтов; набор определенных ценностей, умений, навыков; разветвленная материальная база и т.д. Сложность образования порождает проблемы, связанные с его теоретическим осмыслением как целостной системы, выявлением важнейших детерминант его развития, наиболее эффективных форм функционирования и др.
Принципиальное значение для теоретико-социологического осмысления вопросов образования, формирования и развития методологии его конкретно-социологического изучения приобретает проработанность концепту-> альных оснований его историко-социологического анализа. Однако, не-
смотря на то, что ученые, работающие в области истории социологии в целом, социологии образования в частности, обращаются к различным аспектам классического наследия, посвященного исследованию вопросов образо-
3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Обращение к классическому научному наследию осуществляется с разными целями: для подтверждения собственных идей; для опровержения представлений, идейные истоки которых коренятся в прошлом; при обосновании новизны создаваемых концепций; в ходе исторической реконструкции и формирования научных теорий. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить подходы, разработанные и использованные в классической социологии и сохраняющие свое методологическое значение для анализа современности. Речь идет об отношении к представителям классической социологии как к «партнерам» при обсуждении проблем сегодняшнего дня, об использовании их научных достижений и интеллектуального потенциала. В работе предпринята попытка реализации этой цели в рамках социологии образования.
Для такой постановки проблемы имеются достаточные основания, среди которых хотелось бы выделить следующие. Во-первых, для усиления интеллектуальных ресурсов современного общества необходимо в максимальной мере использовать тот капитал, который создан и накоплен предшествующими поколениями. Это один из способов расширения современных интеллектуальных ресурсов. В силу данного обстоятельства регулярное обращение к идеям мыслителей прошлого - не аномалия, а норма, способ обогащения современной науки.
Во-вторых, знание истории научной мысли позволяет глубже раскрыть исторические альтернативы, которые могут быть использованы последующими поколениями. Поэтому можно утверждать, что концепции, созданные нашими научными предшественниками, обладают немалым ресурсом для
16
теоретического осмысления и практического решения проблем современности.
В то же время значимость интеллектуальных ресурсов прошлого не так очевидна, как это иногда представляется на первый взгляд. Ученые прошлого обращались к тем или иным проблемам в связи с решением различных теоретических и практических задач в контексте социальных ситуаций своего времени. Задача исследователей в современных условиях состоит в том, чтобы выявить и показать методологический потенциал классического научного наследия в свете ситуаций и проблем современности.
При рассмотрении классического социологического наследия в области образования нами выделяются три вида методологического потенциала: исторический, явный и скрытый. Исторический потенциал классических концепций позволяет объяснить историческое прошлое, дать его теоретическую реконструкцию. Явный потенциал представляет собой своего рода предвосхищение будущего, сделанное на основании той или иной идеи самим исследователем либо его последователями. Явный потенциал очевиден, поскольку сами социологи предлагают картину изменений и процессов, которые, по их мнению, будут происходить в будущем обществе. Задача современной социологии заключается в данном случае в том, чтобы сопоставить видение будущего социологами-классиками с нашим настоящим, выявить степень корректности и значимости высказанных в прошлом идей и предвосхищений настоящего.
Особенностью явного потенциала является то, что реализация идей и концепций, сформулированных социологом, невозможна в современных ему социальных условиях. Более того, основной предпосылкой осуществления созданных теорий может быть «преодоление» этого общества. Ученый создает теоретическую модель будущих социальных условий и процессов, переносит себя в них и ищет решения проблем, которые, по его мнению, невозможно преодолеть в современном ему обществе. Действительно, многие про-
17