Ви є тут

Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях

Автор: 
Котова Ольга Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193512
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Семья как социокультурная система 10
1.1 .Сущность и структура семьи 10
1.2. Трансформация института семьи в условиях современного российского общества 25
1.3. Социокультурные факторы нестабильности российской семьи 47
ГЛАВА 2 Семейные стратегии в сфере воспитания 63
2.1. Специфика воспитательного потенциала современной семьи 63
2.2. Выбор жизненных стратегий как форма социальной адаптации
семьи 91
2.3. Модели воспитательных стратегий современной российской семьи 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
142
147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы воспитания, выявление воспитательных стратегий современной российской семьи определяется в первую очередь особой значимостью данного феномена как одного из фундаментальных механизмов воспроизводства общественной жизни. Решение данной проблемы, встающей перед различными категориями российской семьи, обостряется тем, что оно осуществляется в переходном нестабильном обществе. Процессы трансформации различных сфер общества вызвали ряд существенных социально-экономических и духовнонравственных изменений, которые отчетливо проявились в разрушении старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений.
Переход России к информационному обществу, развитие информационных технологий привели к появлению новой социокультурной ситуации, повлиявшей на фундаментальные сдвиги в жизни людей. Социокультурное пространство социума и личности оказалось в условиях развития информационных и телекоммуникационных технологий наиболее восприимчивым объектом перемен. В условиях глобализации социальных и культурных процессов стремительно расширяется виртуальная сфера жизнедеятельности людей, оказывающая серьезное воздействие на сознание и внутренний мир человека. Речь идет о новом факторе социализации личности, способном разрушить культурные традиции воспитания личности и устоявшиеся в культуре российского народа самобытные ценностнонормативные координаты человеческого поведения.
Многообразие нравственно-этических ориентаций, имеющих выраженную тенденцию к прагматизации, плюрализация норм жизни и отношений в детском и взрослом сообществах, противоречивость информационного пространства создают особую - ситуацию «риска» для подрастающего поколения. Отсутствие в нашей стране социального консенсуса, серьезное расхождение интересов разных социальных групп,
3
норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачносемейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.
Так, в начале XX века П. Сорокин определяет семью как «...легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей с другой, союз родственников и свойственников с третьей [131; 115]. Полвека спустя в том же ключе рассуждал польский социолог Я. Щепаньский: «Семья - это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми» [154; 140]. Эта же тенденция наблюдается и у нашего современника Ю.Г. Волкова - «...семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками» [30]. В данных определениях акцент делается на родственные связи.
Отношения супругов с близкими родственниками в жизни семьи играют значительную роль, однако составлять сущность семьи такие отношения не могут, так как семьи, в которых муж и жена проживали бы вместе с родителями и другими родственниками в современном обществе
14
находятся в меньшинстве. Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношении между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.
Для более полного понимания сути семьи некоторые исследователи опираются на пространственную локализацию семьи: дом, собственность и экономическую основу. Однако в настоящее время понятие семьи, основанное только на объединении малой социальной группы жильем и общим бюджетом, устарело. Сегодня ни бюджет, ни жилье не являются доминирующими связующими звеньями в отношениях большинства супругов, как это было еще в середине XX века. В современной семье на первый план выступают личные отношения, тогда как хозяйство перемещается на второй план.
Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву [148].
Однако, на наш взгляд, такая формулировка недостаточно четкая и несколько перегружена фрагментами, не являющимися собственно семейной характеристикой.
Ближе к истинному пониманию современной семьи, нам предстаатяется формулировка, вытекающая из определения С.И. Голода, рассматривающего семью как «...совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства» [36; 91]. Доминирование одного из названных отношений служит критерием,
15