Ви є тут

Медиакультура в практиках повседневности

Автор: 
Сергеева Ольга Вячеславовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303010
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования медиакультуры как явления повседневности........................20
1.1. Медиакультура: проблема обоснования, развитие взглядов, формирование традиций...........................................20
1.2. Социологические идеи теории практик как основа изучения медиакультуры...................................................35
1.3. Медиакультура как явление повседневности: принципы осмысления......................................................51
1.4. Применение методов качественного подхода к исследованию медиакультуры в практиках повседневности........................67
Глава 2. Книга н книжная культура в практиках повседневности................................................. 89
2.1. Информационно-коммуникативные особенности печатной книги.......................................................... 89
2.2. Чтение: анализ и типология читательских практик.......... 110
2.3. Домашняя библиотека в пространстве повседневности......... 128
Глава 3. Домашний телевизор и экранная культура в практиках повседневности................................................ 147
3.1. Телевизор в доме как фактор культурной динамики................. 147
3.2. Телевизор и особенности общения перед экраном (анализ опыта первых телезрителей)................................................. 169
3.3. Получение новостей, отдых и развлечение у телеэкрана (анализ опыта первых телезрителей)..................................... 188
Глава 4. Новые медиа и цифровая культура в практиках повседневности..................................................210
4.1. Характеристики новых медиа в сравнении с другими средствами коммуникации....................................................211
4.2. Практики повседневного общения с точки зрения теорий компьютерно-опосредованной и мобильной коммуникации.............233
4.3. Компьютерные игры: анализ новых практик отдыха и развлечения.....................................................254
4.4. Персональный компьютер в повседневных практиках: опыт обоснованной теории.............................................277
Заключение......................................................302
Список использованной литературы................................307
Приложение 1. Рабочие документы и материалы социологического исследования домашних библиотек методом обоснованной теории.... 324
Приложение 2 Рабочие документы и материалы социологического исследования доместикации телевизора и развития зрительских практик методом устной истории..............................349
Приложение 3 Рабочие документы и материалы социологического исследования доместикации компьютера и развития компьютерных практик методом обоснованной теории...........................371
ученые первыми, на наш взгляд, ввели в отечественный научный дискурс идеи и словарь, так называемой, практической парадигмы35. Они характеризуют импульсы влияния на развитие теории практик, говоря об английской традиции философии политики и языка (Д. Юм, Л. Витгенштейн, Д. Остин, М. Оакшотт), философии М. Хайдеггера, о французской антропологической школе (М. Мосс, П. Бурдье), этнометодологических разработках Г. Гарфинкеля, исторических исследованиях П. Бёрка, Р. Шаргье, Н. Элиаса, М. Фуко36. На пересечении гипотез, высказанных и обоснованных этими учёными, располагается предположение о первостепенной важности для понимания социального поведения привычного способа использования символических установлений (язык, этикет) и разнообразных артефактов (вещи, техника).
Категория «практика» подчеркивает навык, приобретаемый в конкретных социальных обстоятельствах, характеризующихся своей социальной символикой и физическим окружением. Вместе с тем, развитие и поддержание практик нельзя рассматривать механистически исключительно как подражательное обучение. По этому поводу следует, как нам кажется, принять тезис В. В. Волкова, ссылающегося в свою очередь на М. Полани: «Разъясняя, как приобретаются практические навыки, Полатш указывает на то, что любой процесс научения предполагает постепенное ассимилирование нового навыка в структуру уже имеющихся фоновых телесных навыков. Это всегда будет1 актом некритического принятия того, чему человек учится, вне зависимости от того, включает ли это авторитет учителя, или же в этой роли выступают случайные инструкторы или образцы. Иначе процесс обучения логически невозможен. Поэтому, настаивает Полани, обучение есть акт самоотдачи, “вверения” себя
35 Волков В. В. О концепции практик ц социальных науках // Социологические чтения / Под ред. Е. Даниловой. - Вып. 2. - М., 1997. - С. 27 — 49; Волков В. В. «Следование правилу» как проблема // Социологическим журнал. - 1998. - № 3 /4. - С. 157-170; Хлрхордин О. В. Фуко и исследование фоновых практик И Мишель Фуко и Россия. - М. - СПб.: ЕУСГ16; Летний сад, 2001; Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге. 2008.
36 Исследователи отмечают, что марксистское понимание «праксиса» в меньшей степени оказало влияние на совремсннуютеорию практик, чем идеи Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера.
39
формированию новых навыков, которые не зависят от актов сознания, но которые меняют нашу личность или дают возможность её реализации»3' .
Этические коннотации понятия «практика», по-иному проблематизируют выражение «так принято»: ведь включаясь в выполнение чего-либо, человек не просто принимает образ мыслей и способ действия группы, но он обучается тому, чтобы делать что-то хорошо по канонам группы. Практика, таким образом, предстаёт как «кузница знаний», её участники отстаивают свой способ интерпретации истины. Видение в практике активного этического условия обосновывается в концепции А. Макинтайра: «Макинтайр не уменьшает этику до соглашения или следования правилу. ...Социальные практики - не учреждены этикой, они — школы этики. Такие значимые достоинства как правосудие, храбрость и
правдивость воссозданы через участие в практиках Каждая практика
имеет специфическую форму рассуждения внутри себя, предоставляя возможности участникам практики следовать “внутренне необходимым качествам”, что возможно только при исполнении некоторого специфического вида практики» ‘.
Перспектива практик ориентирует изучать процессы, а не состояния. Тем самым с помощью категории «практика» делается попытка преодоления дихотомии между социальной статикой и социальной динамикой. Теоретики практик выносят на первый план такое явление, как «деятельность исполнения». Авторы теории практик указывают на размежевание со всеми теми теориями, которые понимают социальные явления только как репрезентацию деятельности и не приписывают деятельности исполнения никакой социальной релевантности. Именно в социальных практиках исполнения можно уловить производство порядка, так как в этом процессе — в «делании» или исполнении - происходит согласование никогда не
37 Волков В. В. «Следование правішу» как проблема// Социологический журнал. - 1998. -№ 3 / 4. - С. 168.
13 Knight К. Revolutionary Aristotelian ism // Contemorary Politcal Studies / Ed. By I. Hampsher-Monk & J.
Stanycr. - 1996. - Vol. 2. - P. 886.
40