Ви є тут

Социокультурный контекст развития гимназического образования в современной России

Автор: 
Панасенко Ирина Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271436
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава 1. Гимназия в контексте реформирования образования в России... 18
1.1. Вариативность как механизм реформирования образования в России в конце XX в....................................18
1.2. Гимназия как модель образовательного учреждения.........34
1.3. Вариативность видов гимназии в Ростовском образовательном регионе......................................................54
Глава 2. Актуальные проблемы гимназического образования: опыт социологического исследовании........................................78
2.1. Г имназия в контексте взаимодействия основных субъектов образования 79
2.2. Специфика профессиональных установок учительского состава гимназии............................................... 98
2.3. Образовательные ценности и установки гимназистов......109
Заключение.......................................................125
Литература..
Приложение
130
141
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. Современный период в истории нашего государства характеризуется глубокими социально-политическими, культурно-историческими, экономическими переменами. В связи с этим трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этом процессе важнейшую роль играет школа, так как через нее проходит все без исключения население страны, причем в возрасте, в котором формируются характер, привычки, мировоззрение, происходит социализация личности ребенка.
В 90 годах XX в. в России (тогда СССР) рождалось новое образование, в главных чертах соответствующее социокультурной ситуации «грани тысячелетий». Это образование рассматривалось как новое по сути, по смыслам, хотя и сохраняющее массу содержательных и технологических заимствований у отечественного и мирового прошлого и у зарубежного настоящего. Под влиянием изменений, которые произошли в общественно-политическом устройстве страны, образовательная моносистема распалась. Эго явилось показателем её неспособности удовлетворять новым потребностям человека и общества. Девальвировалась се социальная значимость. Идея реформирования образования, которая трансформировалась, в частности, в поиски нетрадиционных типов образовательных учреждений, направлена на гармонизацию отношений ребенка со средой, на обеспечение социальнопедагогической охраны и защиты детства, смягчение социальной напряженности, восстановление душевного равновесия личности, поворота образования к проблемам человека, здоровья и развития детей.
Инновационные изменения в сфере образования привели к возникновению образовательных учреждений нового типа, дифференциации и индивидуализации образовательных систем. Одним из типов образовательных учреждений, рожденных в период реформ, стала гимназия. Ее возникновение
16
тенциал кадров и сформированный десятилетиями позитивный имидж школы, но и четкий критерий конкурсного отбора учеников. Установка на доступность гимназического образования, которая наиболее ярко проявилась в формировании гимназий на базе не специализированных общеобразовательных школ, размывает принцип отбора учеников и существенно затрудняет реализацию проекта гимназического образования.
6) В настоящее время в образовательном процессе гимназии выявился ряд противоречий социально-педагогического характера, коренящиеся в методологической не проработанности концепции формирования средствами образования ментальности среднего класса. К числу наиболее важных из них относятся: 1) несоответствие между изменившимся социальным составом учащихся и сохранившимися до настоящего времени преимущественно авторитарными методами реализации образовательного процесса; 2) провозглашением культуросозидательных целей образовательного процесса и отсутствием опоры и взаимодействия педагогического коллектива гимназий с родителями как партнером воспитательного процесса, которые фактически отсекаются от участия в реализации целей гимназического образования.
7) Осуществление образовательной деятельности в гимназиях предполагает как необходимое условие высокую квалификацию педагогического коллектива и специальный отбор учителей в этот тип образовательного учреждения. Вместе с тем анализ эмпирического материала позволяет выявить пропорциональную зависимость уровня квалификации учителей и уровня неудовлетворенности ими своей профессиональной деятельности. Каждый третий из квалифицированных преподавателей гимназии при высокой оценке своей профессии, готов покинуть сферу учительского труда вследствие неудовлетворенностью низким социальным статусом этого профессионального слоя в стране.
17
Практическая значимость работы определяется потребностью анализа эффективности функционирования гимназий как особого типа образовательных учреждений, определения их места в системе непрерывного образования и их роли в социокультурной трансформации российского общества, вызванной реформами 90-х годов.
Социальное значение работы состоит в том, что проделанный анализ дает теоретическое основание для разработки комплекса управленческих мер, направленных на повышение эффективности функционирования гимназических образовательных учреждений.
Результаты данной работы могут быть использованы для развития соответствующих направлений в современном социологическом знании: социологии образования, социологии модернизаций, организации социологического мониторинга, направленного на изучение эффективности образовательной деятельности, а также при разработке учебных курсов и спецкурсов по философии и социологии образования.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной конференции, на региональной, межвузовской и университетской научных конференциях (1995-2001 гг.), опубликованы в 6 научных работах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов, 28 статистических таблиц, 2 рисунка), заключения, списка литературы и приложений (концепция и программа учебный план гимназии № 25 г.Ростова-на-Дону, результаты опросов субъектов образовательной деятельности в гимназии и школе) . Объем текста диссертации -130 машинописных страниц.