Ви є тут

Формирование культурной безопасности в условиях модернизации российского общества : на примере московского мегаполиса

Автор: 
Сергеев Владимир Владимирович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
305323
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
4
ГЛАВА I.
Теоретико-методологические основы социологического
исследования процессов и систем обеспечения культурной безопасности.... 20
§ 1. Теоретико-социологические подходы к изучению вызовов,
угроз, кризисов, рисков и опасностей в сфере культуры...............21
§ 2. Проблема культурной безопасности в классической,
постклассической и неоклассической социологических
парадигмах..........................................................42
§ 3. Особенности культурной безопасности в современном
обществе в период его модернизации..................................57
§ 4. Основные вызовы, угрозы и опасности культуре в условиях общества риска.................................................77
ГЛАВА И.
Структура и функции социальных взаимодействий в системе культурной безопасности.....................................................95
§ 1. Культурная безопасность как ценность и основа преодоления кризиса в культуре.............................................95
§ 2. Толерантность как условие реализации культурной
безопасности........................................................ 112
§ 3. Русский язык как носитель культуры в контексте культурной безопасности..................................................129
§ 4. Социальные смыслы функционирования системы культурной безопасности в условиях современного
мегаполиса..........................................................151
ГЛАВА Ш.
Традиции и инновации как элементы системы культурной безопасносги 179
§ 1. Роль традиций и инноваций в культурном развитии общества.......179
§ 2. Социокультурные факторы предпосылок формирования
традиций культурной безопасности в мегаполисе.......................193
2
§ 3. Религиозные традиции как фактор культурной
безопасности.........................................................205
§ 4. Условия формирования систем обеспечения культурной безопасности мегаполиса....................................229
ГЛАВА IV.
Формирование системы культурной безопасности в московском мегаполисе...........................................................250
§ 1. Современное состояние социокультурной
ситуации города Москвы...............................................250
§ 2. Роль государственного управления и учреждений
культуры по обеспечению культурной безопасности
в условиях московского мегаполиса....................................268
§ 3. Обеспечение культурной безопасности органами государственного и муниципального управления...............282
§ 4. Структура комплексной программы обеспечения
культурной безопасности московского мегаполиса.......................297
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................313
ЛР1ТЕРАТУРА..........................................................322
3
Многие города в условиях глобализации принимают характер мегаполиса - суперурбанизированного социального пространства, интегрирующего в себе несколько миллионов (или даже десятки миллионов) человек самых разных национальностей, конфессий, культур. Формирование мегаполисов - это свидетельство прежде всего глобализации мирового пространства -формирования глобальной экономики, финансов, то есть формирования глобальной экономической инфраструктуры. Возникновение мегаполисов порождает множество новых социальных проблем. Прежде всего это поиски форм сосуществования населения в условиях этнокультурного разнообразия на основе толерантности, практического построения модели мультикультурного общества. Исследование городских форм социальной жизни имеет давнюю историю в социологии: именно город был объектом пристального внимания у социологов, начиная с О. Конта. Специфику крупного города (по сравнению с провинциальной и сельской жизнью) исследовали М. Вебер, К. Маркс, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и многие другие классики социологии. Однако рассмотрение феномена мегаполиса требует анализа не только классических, но и постклассических и неоклассических подходов. Социальная и культурная жизнь современного мегаполиса не укладывается в классические рамки, исследователю все труднее выделить социальные структуры и их функции, провести системный анализ социальных процессов. Актуализируются неоклассические философско-методологические подходы - «философия жизни», предполагающая «вживающееся понимание» смысла социальной жизни (В. Дильтей), феноменологический подход (А. Шюц), методология неомарксизма (Г. Маркузе). Нарастает понимание ограниченности социологического знания, что приводит к кризису социологии, развитию направления постмодерна, идей «конца истории» и «конца европейской культуры»1.
1 Рассмотрение этих вопросов можно найти в трудах: Л и о т а р Ж. - Ф. Состояние постмодерна. М., 1998; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Т у р е н А. Социология без общества // СОЦИС. 2004. № 7; Э к о У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998; ФукоМ. Слова и веши. М.,
33
Социальная жизнь мегаполиса исследуется многими авторами с учетом идей постмодерна, в рамках которых основное значение придается понятиям «гибели знака», симуляции и имитации, массовому производству симулякров. Исследователи в области социологии культуры отмечают, что формирование новых культурных моделей и стилей в мегаполисе происходит на основе глубокого культурного разрыва, массовой ориентации на культурную инсценировку, стремления к обретению внешних признаков идентификации.1 «Имитация, - пишет Ю. Левада, - ключевое слово при анализе действий и оценок в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни страны».2 Стремление имитировать облегчает вхождение в область виртуального, так как имитация становится имманентной разрушению социальных и культурных традиций, связей и норм. Но вместе с тем появляются и новые формы культурной жизни.
Формирование социальных систем обеспечения культурной безопасности в условиях мегаполиса становится особенно актуальным, поскольку в сфере культурной жизни нарастают новые угрозы и риски. Под угрозами мы понимаем наличие объективно существующих в обществе деформаций, социальных и экономических несоответствий реальному пути развития общества. В социально-культурной сфере угрозы представляют наличие различных сложностей и трудностей, сложившихся в результате депрессивного состояния культуры. В этой связи к угрозам в культурной жизни следует отнести:
• деформацию традиционных норм, ценностей российской духовности;
• неконтролируемое расширение сектора зарубежных
низкокачественных и низкопробных образцов массовой культуры;
1977; Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004; БодрийярЖ. Общество потребления. М., 2005. Применительно к московскому мегаполису см.: С с р г е е в В. К.. С е р г е е в В. В. Российская культура на рубеже, на грани, на перепутье. М., 2008.
1 См.: И о н и н Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
2 Л с в а д а Ю. Рамки и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций // Куда пришла Россия? ...Итоги социстальной трансформации. М., 2003. С. 163.
34