СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3.
Глава 1. Методология исследования проблемной семьи.............18
1.1. Семья в контексте институционального подхода........18
1.2. Проблемная семья: операционализация понятия.........33
1.3. Типология проблемных семей..........................43
Глава 2. Многомерность проблемности как проявление институционального кризиса семьи.........................................50
2.1 .Структурно-демографический вектор проблемности 50
2.2.Экономическое измерение проблемности.................57
2.3.Медико-социальное измерение проблемности.............64
2.4. Социально-психологический аспект проблемности 69
Глава 3. Социализация в проблемной семье: факторы и специфические особенности......................................................78
3.1.Социализация в семье: концептуализация понятия.......78
3.2.0собенности социализации в проблемной семье..........91
3.3.Ценности и нормы сексуального поведения подростков проблемных семей 106
Заключение..
Литература.
Приложения
126
139
Актуальность исследования.
Семья является одним из наиболее древних и устойчивых социальных институтов, посредством которого создаются важнейшие условия жизнедеятельности человека. Но одновременно функционирование института семьи направлено на поддержание и постоянное воспроизводство системы социетальных ценностей конкретного общества, выступающих его основными «скрепами», сохраняющих его устойчивое «ядро» при всех трансформациях, которые переживаются обществом на протяжении его многовекового существования.
Практическая значимость сохранения того типа отношений между людьми, которым является семья, заключается в том, что семейная жизнедеятельность тесно вплетена в социальную реальность и состояние социального института семьи является одним из важных индикаторов социальной стабильности всей общественной системы. Особая роль института семьи в его функциях, выполняемых в отношении личности: социализирующей, релаксационной, досуговой, которые приобретают особую значимость именно в современных условиях эмоциональных перегрузок и психологических стрессов. Значимость семейных отношений в жизни человека определяется тем, что у основного большинства людей (85%) достижение жизненного благополучия ассоциируется с успехом в семейной жизни; таким образом, семья является одной из главных составляющих человеческого счастья.1
Однако современные тенденции общественной жизни в России характеризуются глубинными трансформациями, одним из признаков которых является потеря социальными институтами своей устойчивости или частичная утрата ими своих функций. В первую очередь, дис-
1 Здравомыслова О.М. Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал УРСС. 1998. - С.22-23
позитивных норм в сфере межполовых отношений. В качестве основных факторов, определяющих социализацию подростков в области семейно-брачных отношений в проблемной семье психологического риска, выделяются:
- повышенная степень эмоциональной и психологической отчужденности между родителями и детьми;
- отсутствие консолидирующих сфер совместной деятельности, ставящих в духовную взаимозависимость членов семьи;
- снижение воспитательной роли отца.
6. Социализация подростков в проблемной семье психологического риска приводит к формированию следующих установок в области семейно-брачных отношений:
- прагматичный подход к браку и добрачным сексуальным отношениям;
- снижение ценности семейных отношений и толерантность к внебрачным рождениям;
- разведение брачных и сексуальных отношений: вступление в половые отношения не обязательно связано со вступлением в брак.
Практическая значимость работы состоит в том, что она выявляет специфику семейной и сексуальной социализации подростков в зависимости от типа родительской семьи. Поэтому положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы учреждениями образования, социальной защиты и социального обеспечения семей с детьми для разработки реабилитационных программ, направленных на поддержку и укрепление семей проблемного типа.
Материалы диссертационного исследования также могут быть использованы органами государственной власти при разработке основных критериев предоставления социальной поддержки семьям и детям, подготовке комплекса мер социальной политики, направлен-
ных на защиту семьи и детства, предупреждения распада семей, безнадзорности и девиантного поведения среди молодежи.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы также при подготовке учебных курсов по социологии, спецсеминаров по социологии семьи, а также при разработке программ социологических исследований в области изучения семейно-брачных отношений.
Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на областной конференции "Формирование сексуальной культуры молодежи и проблемы молодой семьи" (г. Ростов-на-Дону, 1995), на научных чтениях РГУ "Этнополитический процесс на Северном Кавказе" (г. Ростов-на-Дону, 1997) и на VIII годичном собрании Южного отделения РАО "Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона" (г. Ставрополь, 2001); разработанная методика была использована в процессе социологических исследований по социальным проблемам молодежи, проведенных Южным Отделением Российской Академии Образования в г. Ростове-на-Дону (1996) и г.Туапсе (1997).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, по три параграфа в каждой, заключения с выводами и практическими рекомендациями, библиографии и приложений. Изложенный материал иллюстрирован 63 таблицами. Список литературы включает 183 наименования. Объем диссертации составляет 171 страницу.
- Київ+380960830922