СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................3
1. МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.....13
1.1. МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.................13
1.2. ГЕНЕЗИС МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ................41
2. ТРАНСФОРМАЦИЯ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ..........................61
2.1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.61
2.2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ КУЛЬТУРЫ.............91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................120
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость глубокого анализа российской молодёжной культуры диктуется трансформацией оснований культуры на рубеже веков. Сегодня в России сложилась качественно иная социокультурная ситуация, обусловленная трансформацией культурных, социальных и экономических сфер общественной жизни в результате воздействия информатизации, под которой понимается систематическая реорганизация совершенствования социально значимой деятельности на основе внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Процесс их внедрения во всех сферах человеческой деятельности инициировал трансформацию культуры современного общества, в том числе молодёжной. Сегодня фиксируются серьезные изменения не только в социально-бытовой сфере жизни людей, но, что более значимо, - в их мировоззрении, ценностных ориентациях.
Молодёжь как субъект социокультурных, этнических, психологических и экономических отношений не является простым зеркальным отражением особенностей развития социума и его культуры, в поведении молодого поколения синтезируются собственные культурные традиции и результаты взаимодействия с культурами других социальных и демографических групп. Молодёжь играет значимую роль в социокультурном воспроизводстве: она в силу специфики положения в социокультурной системе раньше многих других общественных групп обращает внимание на любые инновации, и она не может остаться в стороне в то время, когда проходит информационная революция и современное общество переходит к «информационному образу жизни».
В наше время культурное развитие, культурные запросы молодёжи не всегда соответствуют как предложению со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о подлинных культурных ценностях. Молодое поколение оказалось в сложной ситуации, так как для российского общества начала XXI века характерны коренные изменения, оказывающие сильнейшее влияние на сферу духовной жизни, порождая, в част-
12
Опубликованы статьи: в Международном сборнике научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2004 г.), научном журнале «Известия Курского государственного технического университета» (Курск, 2006 г.) и научном журнале, включённом в перечень научных изданий, рекомендуемых ВАК РФ для защиты диссертаций, «Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий» (Москва, 2006 г.).
Основные положения диссертационной работы отражены в 10 публикациях общим объёмом 3,06 п.л., в том числе 1,86 п.л. авторских.
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
13
1. МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. МОЛОДЁЖНАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Обществу всегда необходимо сохранять, транслировать, воспроизводить и формировать у новых поколений, в их образе жизни и деятельности, тс культурные компоненты, в которых данная общность обретала и воспроизводила свою специфическую и своеобразную самобытность. Социальное воспроизводство общества и воспроизводство его культуры — это понятия по существу идентичные по своим социальным функциям. Общество — это не просто собрание людей, а коллектив, объединенный системой общих культурных черт. При этом невозможно воспроизвести этот коллектив в следующем поколении, не транслировав последующим поколениям, те общие культурные черты, которые объединяли прежние поколения. Но точно так же невозможно воспроизвести данную культуру «вне людей», не обучив этой культуре очередное поколение этого общества. Социокультурное воспроизводство — это важнейший социальный процесс, заключающийся в межпоколенной трансляции культуры, освоении молодым поколением совокупного духовного опыта и культурных традиций, характерных для данного общества как целостной, устойчивой и культурно специфичной человеческой общности [97,С.9].
Межпоколенная трансляция культуры, освоение совокупного социального опыта, традиций и средств коммуницирования, характерных для данного общества, является процедурой социокультурного воспроизводства этого общества как целостной, устойчивой и культурно специфичной человече-
- Київ+380960830922