Ви є тут

Мода как фактор социализации студенческой молодежи

Автор: 
Вангородская Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
стр.
Введение............................................................... 3
Раздел 1. Теоретические предпосылки формирования методологии
фундаментальных и прикладных исследований моды............... 14
Раздел 2. Социологические основания исследования моды
в молодежной субкультуре.................................... 49
Раздел 3. Факторное влияние моды на сознание и поведение
студенческой молодежи ...................................... 81
Заключение........................................................... 113
Библиографический список............................................. 121
Приложения
3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общество находится на гаком этапе своего исторического развития, когда со всей очевидностью проступают две основные тенденции. С одной стороны, процесс индивидуализации личности приводит к ее деперсонализации, с другой - происходит нивелирование личности в коллективных образованиях. В этих условиях возрастает роль моды, которая, будучи одним из наиболее ярких проявлений массовой культуры, оказывает непосредственное влияние на каждый из этих процессов. Технологии моды, отделяясь от технологий массовой культуры, все больше обретают собственные социальные роли, значения и функции, охватывая многообразие способов формирования социальных, социокультурных, духовных и индивидуальноличностных качеств.
Актуальность темы данного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью теоретического осмысления и анализа моды как одного из важнейших каналов трансляции социокультурного опыта, в рамках которого происходит, во-первых, накопление и распределение образцов культуры в сознании отдельного индивида, во-вторых, становление и углубление связей индивидов с духовным опытом прошлого и настоящего, и, в-третьих, формирование индивидуальной культуры, позволяющей личности занять достойное место в обществе.
Особое значение этой функции связано, прежде всего, с особенностями социально-экономического положения современного российского общества, с его этнической и культурной «мозаичностью». В этих условиях выполнение модой социализирующей функции не только создает условия для включения личности в социум, но и помогает обеспечить достоверные знания о культуре, обычаях, традициях, необходимые как для определения личной идентичности, так и для понимания «других», существующих рядом и соприкасающихся в повседневной жизни культур, людей с иными взглядами.
Изменение социального статуса феномена моды в современных условиях предполагает необходимость обоснования его роли и места в реальных и
16

11римеры современных базовых значений слова «мода» можно найти в таких двух авторитетных справочно-энциклопедических изданиях, как «Словарь русского языка» и «БСЭ». В первом из них мода определяется как «господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде».3 В БСЭ мода толкуется как «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры», а в более узком смысле -как смена «форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени»4. Подобные определения встречаются во многих других изданиях.
Характерным обстоятельством разработки проблематики моды в научной литературе является наличие многочисленных и разнообразных по содержанию определений исследуемого феномена. Нами было проанализировано более 20 определений моды, данных отечественными и зарубежными авторами. На этой основе был выделен ряд из них - наиболее типичных как с точки зрения проявления специфики интерпретации, так и в аспекте частоты упоминаний в научной литературе. Структурный анализ этих определений был осуществлен с помощью классификационной матрицы’’ и позволил вычленить ряд составляющих, которые наиболее часто используются в процессе описания феномена моды. К ним, по нашему мнению, следует отнести: указание на факторы формирования моды, наличие субъектов - носителей моды (от личности до общества в целом) и объектов ее проявления, а также функциональное содержание моды.
Выделение данных составляющих в рамках нашего исследования позволяет сформулировать рабочее определение моды и наметить основные направления ее теоретического анализа. Под модой мы будем понимать совокупность знаково-символических средств, господствующих в групповом сознании и поведении в определенный период времени и детерминирующих принципы отношений в системе «индивид - социальная группа».
3 Словарь русского языка: В 4 т. - М.: Рус. Яз., 1982. - Т.2. - С.285.
4 Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 16. - С. 389.
5 Основные составляющие, используемые в определениях моды, приведены в таблице (см. Приложение 2).
17
Следующий этап исследования заключается в том, чтобы проанализировать и обобщить концептуальные подходы к исследованию феномена моды, выделить в их многообразии существенные особенности и сформировать на этой основе собственную концепцию и аналитическую модель функционирования моды в обществе.
В своем исследовании мы исходили из того, что углубленное понимание специфики функционирования моды в рамках молодежной субкультуры должно основываться на использовании сильных сторон традиционных концептуальных подходов, сложившихся в данной предметной области, среди которых нами были выделены философский, социально-психологический и социологический подходы.
В первую очередь речь пойдет о философском подходе к феномену моды, в разработке которого приняли участие Л. Шефтсбери, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Смит, И. Г. Фихте.
Ярким примером философского рассмотрения моды могут служить взгляды представителя самого раннего этапа Просвещения лорда А. Шефтсбери, высказанные им в работе «Эстетические опыты».
Отстаивая центральную идею своей философии - идею достоинства, личной свободы человека, Л. Шефтсбери рассматривает моду как одну из форм человеческой общественности. «Было время, - пишет Шефтсбери в «Опыте о свободе...», - когда люди отвечали только за свои действия и свое поведение. Мнения их были их личным делом. Они могли расходиться здесь с другими, как и в своем внешнем облике. У каждого был тот вид и то выражение лица, какое было естественно для него. Но но мере того, как время шло, было сочтено пристойным усовершенствовать внешний вид людей, а их умственное сложение сделать единообразным. Таким образом, власти стали портными и сами в свою очередь наряжались, как того заслуживали в глазах других, пока не передавали свои полномочия новым портным. Однако при таком чрезвычайном стечении обстоятельств все пришли к согласию, что существует только один определенный и истинный вид платья, одна-единственная манера, к которой необходимым образом должен приспособиться весь народ, несчастье заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая