Духовный потенциал сельского учителя и факторы его
совершенствования.
Введение.......................................................4-15
Раздел 1. Духовный потенциал сельского учителя: понятие, содержание, структура......................................................16-62
Раздел 2. Воздействие интеллектуального потенциала на духовность сельского учителя..............................................63-98
Раздел 3. Культура и нравственность как составляющие компоненты духовного потенциала сельского учителя........................99-135
Раздел 4. Основные направления совершенствования духовного потенциала сельского учителя............................................136-166
Заключение..................................................167-175
Список использованной литературы.............................176-187
Пр иложения.................................................188-191
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «образование - учитель - ученик», станет лидером XXI века - таково требование информационного (постиндустриального) этапа эволюционного развития современного общества.
Основным детерминирующим фактором данной системы выступает духовный потенциал, который связан с экзистенцией человеческого бытия, определяющий учителя в его именно человеческом качестве личности, обладающей духовной свободой, способами саморегуляции и отчуждения от духовного рабства.
Профессия учителя - одна из тех, которая не терпит застоя в своем развитии. Это обусловлено, во-первых, ускоряющимся научно-техническим и социальным прогрессом, духовным развитием общества; во-вторых, интенсивным ростом запросов и потребностей учащихся в различных отраслях знаний, разнообразием их интересов; в-третьих, тем, что современная школьная практика выдвигает такое обилие вопросов и ситуаций, решить которые может человек не просто образованный, а обладающий определенным социальным потенциалом.
Всё это обязывает педагога систематически заниматься повышением своего морально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного (интеллектуального) потенциала.
Духовный потенциал учителя предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовных способностей и качеств личности). С другой стороны, духовный потенциал выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, являясь как бы культурой в общей культуре учителя, в том числе и в профессиональной.
Между тем возникло и все более осознается противоречие между объективной потребностью в учителе с высоким духовным потенциалом и
4
дальнейшего развития социализма. Термин «потенциал», в данном контексте был использован в рамках экономической науки, предполагавший переход от экстенсивного к интенсивному развитию страны. Затем термин «потенциал» стали применять шире, в частности, используя такие понятия как производственный потенциал, трудовой потенциал, научно-технический потенциал, социально-экономический потенциал и т.д.
Проблема раскрытия сущности, содержания, уровней, а также самого понятия «социальный потенциал» в отечественной науке имеет давние традиции. Эта проблема первоначально была затронута в рамках экономических исследований в русле изучения социально-экономического потенциала.1 В основном исследование социального потенциала относилось к изучению трудового потенциала2, к которому стала примыкать его составная часть - научно-технический потенциал промышленности, строительства, сельского хозяйства.3
Со временем предметная область анализа социального потенциала стала заметно расширятся. Исследования показали то, что даже познание закономерностей генезиса и развития экономического потенциала невозможно в рамках только экономической теории. Оно предполагает выход за ее пределы, в сферу социологических исследований, учета «человеческого фактора». В связи с этим интерес исследователей переключился от строго
1 Василенко Г В., Бусьиин А.Е Экономический потенциал // Весшик МГУ, серия экономики 1977, Лу 3. -С.7, Фалалсев А.Н. Возрастание социально-экономического но1енциала предприятия в ходе его совершенствования // Проблемы социапыю-экономического развития производственных коллективов. Красноярск: Изд-во КПП, 1976.-С 38-58, Хейнман С. Производственный и научно-технический потенциал СССР // Вопросы экономики. 1982 № 12.-С 4; Социально-экономический потенциал региона. Киев; Наукова Думка, 1985.
“ Качество трудового потенциала (социально-экономический аспект)* Сб. с г. Киев: Наукова Думка, 1986; Сергеева Г.П., Чижова Л.С. Трудовой потенциал с фаны. М.: Экономика, 1982; Сергеева Г.П, Чижова Л.С. Эффективное использование трудового потенциала М. Наука, 1987.
3 Кушлин В И Резервы научно-1ехничсского потенциала // Социальные резервы трудового коллектива М * Наука, 1978, Научно-технический потенциал. Новосибирск. Наука, 1974.
19
экономических исследований к экономической социологии1 и, далее - к
2 3
социологии труда,“ социологии образования, и социологии науки.
В основе социологического анализа основных понятий диссертационного исследования, в частности - «социальный потенциал», лежат деятельностный и системный подходы.
Суть деятельностного подхода состоит в том, что именно деятельность обуславливает такие формы активности человека, содержанием которых является «целесообразное преобразование окружающего мира»,4 ибо практика детерминирует человеческое сознание. А системный подход лежит в основе любого научного социологического исследования, так как социологи, как наука рассматривает общество как систему. В рамках системного подхода социальный потенциал анализируется как многоуровневая и многокомпонентная система.
Исходя их вышеназванных аналитических подходов, социальный потенциал можно рассматривать как систему элементов, непосредственно детерминирующих социальную активность личности и возможности получения ею социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия - трудовой, интеллектуальной, общественно-политической, культурной, духовной и т.д.
И, например, Нугаев М.А. и Нугаев P.M. выделяют следующие составляющие (субпотенциалы) социального потенциала:
- инновационно-творческий потенциал;
- профессионально-квалификационный потенциал;
- ценностный потенциал;
- интеллектуальный потенциал;
1 Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.
2 Назимова А.К Социальный потенциал производственного коллектива. М.: Наука, 1984.
3 Бахтин А И Эффективность использования образовательною потенциала. М.: Паука, 1989
4 Нугаев М А. Социальный потенциал Республики Татарстан: Научное издание. -Казань. 2003 -С 12
20
- Київ+380960830922