Ви є тут

Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи

Автор: 
Жукова Татьяна Витальевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
193302
179 грн
Додати в кошик

Вміст

V
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 15
1.1. Концептуальные основы исследования кросскультурной коммуникации 15
1.2. Студенческая социокультурная среда как основа развития кросскультурной коммуникации 48
Глава 2. СОСТОЯНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 90
2.1. Диагностика кросскультурной компетенции студенческой молодежи 90
2.2. Технологические основы формирования условий развития кросскультурной коммуникации студенческой молодежи 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 172
ПРИЛОЖЕНИЯ
195
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы коммуникации в современном поликультурном обществе обретают новые черты, связанные с тем, что их социальная и культурная детерминированность становится все мсисе жесткой. Абсолютизация или игнорирование данного обстоятельства искажает видение социальной реальности и затрудняет процессы формирования «некопфронтирующих» идентичностей, толерантной культуры и кросскультурных коммуникационных взаимодействий.
Обращение к проблематике кросскультурион коммуникации студенческой молодежи определяется необходимостью преодоления кризисного состояния общества, вызванного изменением социально-экономических, институциональных, социокультурных оснований жизнедеятельности, быстро расширяющимся информационным пространством, поиском человечеством новых форм общения между культурами, народами, социальными группами, отдельными индивидами.
Мировое сообщество достигло понимания того, что способы жизнедеятельности людей не должны оцениваться по шкале одной культуры. Ускоряющиеся процессы коммуникации людей, представляющих различные культуры и субкультуры и разные способы решения одних и тех же проблем, стали повседневной реальностью. Актуальной остается проблема адаптации к инокультурной среде и организации поведения, адекватного решению жизненно важных задач и основанного на толерантном отношении к иной культуре.
Реформы системы российского образования, усиление влияния европейского образовательного пространства в процессе реализации Болонского соглашения актуализируют проблематику студенческих коммуникаций, поиск наиболее оптимальных их моделей и форм, направленных на развитие у студентов коммуникативной компетенции, высоких нравственных качеств, профессиональной, информационной и
19
«Символический интеракционизм: Перспективы и метод» отметил, что взаимодействие осуществляется на символическом уровне, представленном в сознании индивида1. Подобная трактовка прослеживается и в работах
Ч.Х.Кули2. Американский ученый Т. Шибутани считает, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации3. В русле символического интеракцпонизма изучаемый объект описывается как обусловленный взаимосвязью между коммуникативными средствами и типовыми символическими * структурами, обеспечивающими взаимопонимание коммуникантов и достижение ими культурных универсалий.
Во-вторых, идеи социального конструктивизма, отраженные в трудах американского социолога П. Бергера и его немецкого коллеги Т. Лукмана4, которые в значительной степени опирались на феноменологическую социологию австрийского философа и социолога А. Шюца5. Это направление рассматривает формирование социокультурного знания как часть деятельности и отношений людей. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится «система реальности». Коммуникация здесь подразумевает всю гамму взаимодействий (от невербальных до языковых высказываний), которые передают информацию о реакции другого человека и являются источником для моделирования своего поведения.
В-третьих, коммуникация трактуется в терминах структурного функционализма (Р. Мертон, Дж.Г. Мид, Л.А. Козер, Т. Шибутани, Т.
Интернал изованн ые другие и самость Н Американская социологическая мысль: тексты. - М.: МГУ, 1994. -С. 224-227.
1 Blumer Н. Simbolic Intcractionism: Perspectives and Method. - New York: Prentice - Hall, 1969. - Ch.l.
* Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс. 2000. i Шибутани, Т. Социальная психология. - М.. 1999.
1 Бергер, П. Приглашение и социологию: Гуманистическая перспектива/ 11ср. с англ. - М., 1996; Бергер. ПЛ. Введение: культурная динамика глобализации Н Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире /под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс. 2004; Бергер П., Лукмаи Г. Социальное конструирование реальности. - М.,1995.
' Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение>».2003: Шюц. А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // социологические исследования. - 1988. - № 2. -С. 131-138; Schütz А. & Luckmann Г. The Structures of the Life World. Evanston. 1973; Schulz A. The Phenomenology of the Social World. •— London: Hcinemann. 1972; Schank R., Ahclson R. Scripts, Plans, Goals and Understanding. New Jersey, 1997. - 175 p.
20
Парсонс н др.)!, объясняющего языковые и коммуникативные функции общества как находящиеся в отношениях противоречивой взаимообусловленности.
В рамках этносоциологии, прежде всего в работах Г. Гарфинксля2, А. Сикурела3 и их последователен, реализуются два принципа качественного анализа - собственно социологический (выделяются социологические доминанты коммуникации - категории) и собственно этнологический (анализируются этнологические факторы, обусловливающие социальную и культурную дифференциацию в коммуникации).
Собственно коммуникативный подход в исследованиях отражен в двух направлениях. Теория речевых (коммуникативных) актов восходит к идеям
л
австрийского философа и логика Л. Витгенштейна о множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью. Основы теории были разработаны английским философом Дж. Остином5 в середине 50-х годов и получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке (Дж. Ссрль. М. М. Бахтин. II. Д. Арутюнова6). Так, М.М. Бахтин писал: «Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, вес кончается. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия»7. Разработанная типология речевых актов дает возможность выявить социокультурные
' См.: Merton R. On Theoretical Sociology. — N.Y.: The Free Press, 1967; Merton R. Social Theory and Social Structure. — Glencoe: Tire Free Press, 1957; Merton R. Structural Analysis in Sociolgy t> Approaches to the Study of Social Structure. — N.Y.: The Free Press, 1975; Мертон, P. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: МГУ, 1994; Мид, Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. Тексты. - М.: МГУ,1994; Coser L. The Functioncs of Social Conflict. - New York: Free Press, 1956; Шнбутаии T. Социальная психология. - М., 1997; Пирсоне, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс И Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. ДоСрснькона. - М.: МГУ, 1994. - С. 44S-463: Парсонс. Т. Система современных обществ /Т. Парсонс. - М.: Аспект-пресс, 1997. - С. 42-88.
* Garfinkcl Н. Studies in Ethnomethodology. — Englewood Cliffs, N. Y: Prentice-1 fail, 1967.
' Cicourcl A. Method and Measurement in Sociology. — New York: The Free Press, 1964; Cicourcl A.V. Cognitive Sociology.-— Hannondswcrlh: Penguin, 1973.
' См.: Внтгенш гейп, Л. Логико-философский тракт/Л. Витгенштейн,- М., 2007.
5 См.: Остии Дж.Л. Слово как действие / Дж.Л. Остин // Ноаое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986; Остин, Дж. Как производить действия при помощи слои. Смысл и сенсибилин,- М.: Глозис,1999.
6 См.: Арутюнова. Н.Д. Логический анализ языка. Языки пространс1В. - М.,2000; Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. ~ М.:Искусство,1979; Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое к зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М.: Прогресс, 1986. - С. 151-169.
7 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - Калуга, 2002. - С.434.