Ви є тут

Особенности влияния социальной идентичности на решение сложных жизненных ситуаций в социальной группе студентов : На примере студентов высших учебных заведений Алтайского края в начале XXI века

Автор: 
Мальцева Анна Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275370
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава 1. Вопросы теории, методологии и методики исследования
влияния социальной идентичности современной студенческой
молодежи на решение «сложных жизненных ситуаций» 14
1.1 Теорстико - методологические основания осмысления феномена социальной идентичности в социологии 14
1.2 Проблема влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в контексте виталистской социологии 30
1.3 Студенческая молодежь как социальная группа и методика изучения влияния социальной идентичности современных студентов на решение «сложных жизненных ситуаций» 45
Глава 2. Результаты исследования особенностей влияния социальной идентичности современной студенческой молодежи на решение «сложных жизненных ситуаций» (на примере студентов вузов Алтайского края) 62
2.1 Специфика проявлений социальной идентичности современной студенческой молодежи (на примере студентов вузов Алтайского края) 62
2.2 Основные способы решения «сложных жизненных ситуаций» современными студентами (на примере студентов вузов Алтайского края) 86
2.3 Основные тенденции влияния социальной идентичности на решение «сложных жизненных ситуаций» в современной социальной группе студентов
(на примере студентов вузов Алтайского края) 98
Заключение 114
Библиографический список 123
Приложение 1 140
Приложение 2 159
Приложение 3 173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Проблема влияния социальной идентичности на поведение индивида сегодня является чрезвычайно актуальной для всего мирового сообщества. Одним из важнейших аспектов существования человека является вопрос самоопределения, самоидентификации, поиска сопричастности другим, что выступает основой социального взаимодействия. Изучение социальной идентичности позволяет глубже понять специфику взаимоотношений человека и общества.
В процессе глобальных научно-технических изменений и информатизации происходит этно-культурная унификация, стандартизация образа жизни, поведения, что способствует динамике идентичностей, ведущей к утрате ощущения строгой упорядоченности мира и законов социального развития. Современное состояние модернизации российского общества является важным динамическим фактором социальных изменений, которые способны продуцировать кризисное сознание и деструктивное поведение, являясь значимым фоном для разнообразных социальных ситуаций.
Исследование различных форм идентичности является важным аспектом понимания и прогнозирования современных социальных процессов, с одной стороны, и, с другой стороны, основанием для разработки теоретического фундамента новых представлений о социальном развитии, учитывающих реальное социокультурное многообразие мира, многополюсность его развития.
Изучение проблемы влияния социальной идентичности на решение сложных жизненных ситуаций в социальной группе студентов особенно важно для получения знаний о том, какие жизненные ситуации являются сложными, какие способы их решения предпочтительными, и какое значение приобретает социальная идентичность, как феномен духовной жизни, в наиболее восприимчивой и перспективной группе молодежи. Качество социальной идентичности
16
идентичностей». «Под синтезом в самом широком смысле я разумею присоединение различных представлений друг к другу и понимания их многообразия в едином акте познания». [72;85] Итак, для синтеза социальных идентификаций необходимо присутствие, во-первых, различных вербализованных представлений, видений, во-вторых, их осмысление субъектом и связывание друг с другом как целостного многообразия.
Для Гуссерля основная форма синтеза выступает формой идентификации, являясь результатом синтетической работы сознания. Идентичность выстраивается на последовательном ряду событий, создавая линии трансмиссии «одного и того же». И это происходит, несмотря на то, что события приближаются и удаляются с разной скоростью. Например, прошлое еще не подошло, а настоящее уже ушло, будущее замедлило наступить. Идентификация происходит только при параллельной работе эмпирического «Я» и его трансцендентального эквивалента. «То, что необходимо должно представляться как нумерически тождественное, нельзя мыслить как такое посредством эмпирических данных» [72;504] При этом попытки аналитического определения Я через трансиндивидуальные матрицы также ни к чему не приводят. Идентичность Я, гарантируется только непрерывностью развертывания идентификационных определений. В том случае, если эти определения исчезают, то рассыпается и идентичность как несвязанные между собой фрагменты - «все просто зыбкий сон того, кто сам едва определен», [48;33]. Функция введения трансценденции в идентификационный процесс заключается в координации и связанности прерывающихся событийных эмпирических рядов.
Таким образом, идентичность, во-первых, - результат субъект -субъектных отношений, выраженных в предикативной форме на основе синонимичного, повторного или институционального тождества и ограниченных в пределах, задаваемых субъектом; во-вторых, идентичность -синтез полученных эмпирически и трансцендентально, вербализованных представлений субъекта о себе, связанных в целостное многообразие.
17
В феноменологической социологии знания выделяются особенно значимые для нашего исследования идеи П. Бергера и Т. Лукмана о том, что взаимосвязь человеческого мышления и социального контекста, являясь предметом социологии знания, позволяет понимать идентичность как ключевой элемент субъективной реальности. Любая субъективная реальность, находясь в диалектической . взаимосвязи с обществом, формирует идентичность как результат участия субъекта в социальных процессах. Влияние социальных процессов на формирование, поддержание, видоизменение или даже переформирование идентичности является, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, определяющим. При этом сами социальные процессы детерминируются социальной структурой, создавая идентичность, которая, реагируя на данную социальную структуру, способна ее поддерживать, модифицировать или существенно изменять. [21]
Диалектическая взаимосвязь субъекта и социальной структуры в отношении идентичности, постоянно подчеркивается авторами работы «Социальное конструирование реальности», так, говоря об историях обществ, в процессе которых появляются специфические идентичности, П. Бергер и Т. Лукман отмечают, что эти истории творятся людьми, каждый из которых наделён специфическими идентичностями. Особые исторические социальные структуры порождают типы идентичности, опознаваемые в индивидуальных ситуациях и служащих поведенческими ориентирами в повседневной жизни. Подобные типы идентичности могут наблюдаться в повседневной жизни, утверждения о них могут верифицироваться и опровергаться обычными людьми на основании здравого смысла, при этом статус подобных типизаций не сравнивается с конструкциями социальных наук. [202]
Основания институционального порядка находятся в типизации совершаемых действий, как конкретного индивида, так и других людей. Это означает, что не только определенные действия, но и формы действия типизируются. То есть отдельный субъект социального действия не только осознает совершаемое им действие определенного типа, но и то же тип