Ви є тут

Социокультурный потенциал литературы в процессе модернизации общего образования

Автор: 
Касьянюк Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193503
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава 1. Литература в системе общего образования как предмет социологического анализа........................................... 16
1.1. Рационализм предметного знания и гуманитарность культуры
в контексте социокультурной динамики. 17
1.2. Литература как феномен культуры. 34
1.3. Литература как учебный предмет: противоречия образовательного
48
процесса.
Глава 2. Социокультурный потенциал литературы и образовательные
реалии.................................................................. 63
2.1. Литература в образовательном пространстве: погружение
в культурный контекст. 67
2.2. Персоносфера как зеркало влияния литературы. 90
Глава 3. Институциональные рамки реализации культурного потенциала
125
литературы в школе: требования стандарта и социальные ожидания.
3.1 Нормативируемое поле литературного образования в процессе
126
модернизации.
3.2 Ожидания от литературного образования современного
151
школьника.
Заключение......................................................... 175
Литература......................................................... 181
Приложения.......................................................... 193
2
Введение
Актуальность темы. Современный период в истории развития России характеризуется глубокими изменениями, которые затрагивают ее культурный код и ментальность народа. Россия одновременно переживает системные преобразования и входит в новую фазу цивилизационного развития - информационный этап функционирования социума. Этот двойной вектор изменений наиболее болезненно сказывается на функции социализации нового поколения. Молодежь должна осваивать наиболее устойчивый в ценностном аспекте объем культурной информации. Но специфика трансформационного периода функционирования состоит в размывании устойчивого ядра ценностей и регулятивных норм общества. В этих условиях чрезвычайно обостряется проблема сохранения и воспроизводства культурных ценностей и традиции, сформировавшихся на протяжении истории народа.
Важнейшей сферой воспроизводства культурной традиции выступает институт образования, деятельность которого направлена на социализацию и интеграцию молодежи в культурное сообщество. В самом же институте образования доминирующая роль в социализации принадлежит предмету «Литература». Это объясняется рядом причин и прежде всего ролью литературы в культурной традиции России. Особенности развития нашей страны, ее культура и гуманитарное образование исторически обусловили высокую значимость художественной литературы в духовном развитии народа, теснейшую связь художественных проблем с философскими и социальными. Не случайно еще с XIX в. в культурный капитал вошли устойчивые оценочные выражения о крупнейших писателях и литературных произведениях: «Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни», «Поэт в России - больше, чем поэт...», «Лев Толстой как «зеркало» русской революции ...».
организации образования. Вот как это описывает Гилберт Хигет.7 Задаваясь вопросом о том, почему преподавателям так трудно преподавать и почему студентам почти всегда трудно учиться, он видит ответ в достаточно очевидной возможности объяснения: сегодня в школах индустриального мира обучение принудительное. Это то, что «следует» делать или даже что «должен», что в свою очередь и отчуждает человека от процесса обретения знания.
Именно на этом этапе закладываются и оформляются основные характерные черты современной школы, которые, являясь в прошлом «движителем прогресса», начинают играть роль сдерживающих механизмов социального развития на сломе цивилизационных эпох. Здесь происходит окончательное оформление искусственно создаваемого разрыва между целостностью культуры и частичностью воспроизводства человека в системах образования, основанного на рационализации и формализации, вытесняющих духовность на периферию образовательных отношений..
Сейчас еще невозможно ясно описать главные характеристики постиндустриального образа жизни. Однако, что касается образования, то многие исследователи приходят к мысли о том, что обучение в постиндустриальных культурах предоставляет свободный доступ ко всем граням исследования, что позволяет проявиться настоящей сущности человека. Постиндустриальному обществу нет необходимости для сохранения своей целостности направлять деятельность отдельного человека на предопределенную стезю.
Главная обучающая деятельность, по мнению Д. Гринберг, -раскрепощенное «построение модели». Индустриальные различия между искусством, наукой, технологией, философией и практической мудростью перестают быть значимыми в постиндустриальной культуре. Воображение сопровождает всю деятельность по построению модели. А красота, духовность воплощается в каждое творение. Стабильность и целостность
7 Г. Хигет. Чему нас учит будущее? Сан-Франциско. 1990. С. 47-48.
20
культуры обеспечивается с помощью передачи молодому поколению системы ценностей и традиционного взгляда на мир. Этот процесс идет через погружение в культурную среду.
Постиндустриальная культура представляет собой совершенно другое общество. Состояние коммуникации и техники перемещения делает все возможные области интереса немедленно доступными для человека. Постиндустриальная экономика освобождает людей от необходимости тратить много энергии на приобретение навыков выживания. В целом же постиндустриальная культура терпелива в предоставлении широкой практики и большого времени молодому человеку для игры.
о
Как считает Д. Гринберг , образование людей, наверное, последнее, что подвергается изменению в культуре, претерпевшей переход, поскольку ещё сегодня образовательные учреждения - это образец школ индустриальной культуры. Устаревшие элементы еще долго будут сосуществовать с новыми. Этот факт позволит людям приспособиться к иному образу жизни. Но что можно и должно сделать сейчас, по его мнению, это создавать переходные учебные заведения в увеличивающемся количестве и попытаться воплотить в них как можно больше элементов постиндустриальной образовательной среды, какие в настоящее время можно предвидеть.
Достаточно близка к вышеизложенной точка зрения ещё одного американского исследователя Маргарет Мид.9 Опираясь на характер межпоколенческой трансляции опыта, она предлагает своё понимание типологии культур, также выделяя три типа: постфигуративный,
конфигуративный и префигуративный.
Постфигуративная культура характеризуется наличием жёсткой системы непосредственной межпоколенческой трансляции, основанной на полной преемственности. Здесь господствует традиция как абсолют, что обеспечивает установление патерналистской модели образования, при
* Г. Хигст. Чему нас учит будущее? Сан-Франииско. 1990. С. 114. ’ Мид М. Культура и мир детства. М. 1988. С. 322-361.
21